Антиинфляционные мероприятия – —

Содержание

Методы и мероприятия антиинфляционной политики

Мероприятия по борьбе с инфляцией

При наступлении инфляции для государства существует два варианта действий: проводится адаптационная политика, проводятся антиинфляционные меры снижения или подавления инфляции.

Замечание 1

Если рассматривать адаптационную политику, то она заключается в приспособлении к инфляционным процессам при использовании мер индексации доходов, зарплаты, инвестиций, процентных ставок.

В этом случае предприятия способны реализовать только краткосрочные проекты, физические лица искать дополнительные источники доходов. Система мероприятий преодоления инфляции состоит в воздействии на различные стороны производственной, социальной, экономической, психологической, морально-нравственной, правовой сферы функционирования общества. При этом основой и решающей сферой является производственно-экономическая сфера экономики.

Преодоление такой инфляции, как инфляция спроса можно достичь через экономические методы использования денежной и фискальной политики. Антиинфляционная политика состоит в различных методах по ограничению денежного предложения, которое достигается:

  • уменьшением объема денег, обращение посредством сокращения наличной денежной эмиссии Центробанка,
  • ростом учетной ставки (рефинансированием) за централизованное использование кредита с целью удорожания кредитных ресурсов и минимизации их доступности,
  • увеличение резервного требования Центробанка к коммерческим банковским структурам для достижения сжатия кредитного мультипликатора, который ограничивает кредитную экспансию коммерческого банка.
  • прямым сокращением кредитов Центробанка с теми же целями.

Меры антиинфляционной политики

Замечание 2

Антиинфляционную фискальную политику проводят через рост налогов, сокращение расходов государства, на основе чего происходит снижение дефицита бюджета государства.

В условиях инфляции часто проводится налоговая политика, которая концентрируется на двух связанных и противоречащих задачах: рост уровня дохода государственного бюджета с целью его баланса и устранения дефицита, оживление экономической активности в экономике производства и обмена.

Налоговая политика антиинфляционного характера состоит в сокращении косвенного налогообложения. Инфляционный характер имеет косвенные налоги, так как увеличивается цена и сокращается спрос.

Второй аспект действия высокого налога представлен давлением на выпуск продукции, ограничивающим предложение. Значительное налоговое бремя связано с действием большого числа налогов, которые усложняют систему и приводят к уклонению от налогов. По этой причине при инфляции предпочтительной является простая и надежная налоговая система, которая не отягощена условиям для льгот с акцентом по обложению потребителей.

Данным требованиям в большей степени соответствует налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в соответствии со стоимостью имущества.

Уменьшение расходов государства и устранение процесса влияния на бюджетную сферу, материальное производство относится, главным образом, к государственным предприятиям. В этом случае мероприятия, направленные на государственные хозяйствующие субъекты, касаются второй составляющей инфляции — инфляции издержек, то есть производителей.

В данном случае можно наблюдать взаимосвязь двух видов инфляции, для которых характерны меры воздействия комплексного характера. Если рассматривать бюджет государства, общегосударственного и местного уровня, то основным направлением здесь является максимально сократить расходы по всем возможным статьям. В этом случае необходимо обеспечение жизненно важных потребностей незащищенных слоев населения, включая студентов, пенсионеров, работников с фиксированными доходами.

Ограничение бюджетного расхода может быть достигнуто через:

  • прямые методы, то есть методы рестрикции или принудительного снижения против достигаемого уровня на основе закона и распоряжений уполномоченных органов государства,
  • метод секвестрования, то есть пропорционального снижения в зависимости от заданной общей величины (снижение, которое определяется различными факторами),
  • контроль уровня располагаемых доходов,
  • ограничение уровня бюджета, дефицита бюджета государства.

Мероприятия и меры по борьбе с инфляцией

Замечание 3

Более сложным является решение проблемы инфляции, которая вызывается ростом производственных издержек. Она происходит в результате роста заработной платы; инфляционных ожиданий владельцев энергетических ресурсов, которые повышают на них цены; падения производительности труда по причине организационных нарушений в хозяйственном механизме.

При решении данной инфляции нужно обеспечивать приоритеты в производственной сфере в отношении к торговым и посредническим организациям. Поощрение развития сферы производства можно достичь через свободный доступ к кредитам и пониженными процентными ставками, установку благоприятных экономических нормативов отчислений в воспроизводственные фонды.

Наиболее радикальные средства воздействия на инфляцию представлены установкой контроля цен и заработной платы при государственном регулировании экономики. Выбираемые масштабы регулирования цен и зарплаты могут определяться программами краткосрочной политики, обладающими широкими возможностями регулирования уровня инфляции в соответствии с потребностями общества, темпами производства.

Существенным является проведение регулирования цен базового технологического производства сырья и топлива, а также прочих исходных продуктов. Именно данная стоимость может быть заложена в основу всех пирамид цен продукции для последующего технического передела.

Регулирование зарплаты нужно осуществлять в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, так как по природе ставка номинальной заработной платы равна темпам прироста производительности труда, при этом данные показатели по своему характеру не являются инфляционными.

spravochnick.ru

Антиинфляционные мероприятия — это… Что такое Антиинфляционные мероприятия?


Антиинфляционные мероприятия

Антиинфляционные мероприятия (Antiinflation measures) специальные меры, предпринимаемые государственными

институтами (прежде всего правительством страны и Центральным банком) для предотвращения инфляции или ее снижения, если она наступила. Включают: сокращение денежной эмиссии  и увеличение резервных  требований, повышение учетной ставки процента, стерилизацию  денежных резервов и др. для ограничения денежной массы, а с другой стороны – различные меры, направленные на рост  товарного предложения на рынке, более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения и бизнеса. См. Инфляция,  Стабилизационная программа,Стабилизация экономики, Экономическая политика.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

  • Антидемпинговая пошлина
  • Антимонопольное регулирование

Смотреть что такое «Антиинфляционные мероприятия» в других словарях:

  • антиинфляционные мероприятия — Специальные меры, предпринимаемые государственными институтами (прежде всего правительством страны и Центральным банком) для предотвращения инфляции или ее снижения, если она наступила. Включают: сокращение денежной эмиссии и увеличение резервных …   Справочник технического переводчика

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… …   Энциклопедия инвестора

  • Эйзенхауэр, Дуайт Дэвид

    — Дуайт Дэвид Эйзенхауэр Dwight David Eisenhower …   Википедия

  • Экономическая политика —         система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества при социализме, область экономической науки. Социальное содержание Э. п., её цели …   Большая советская энциклопедия

  • Экономическая политика — система экономических мероприятий, осуществляемых государством. Представляет сложный механизм социально экономического и политического маневрирования, осуществляется в интересах национального хозяйства. Включает в себя программирование экономики …   Политология. Словарь.

  • Стабилизационная программа — [stabilization program]  комплекс мер, проводимых правительством, центральным банком и другими органами государственной власти в целях стабилизации экономики в периоды серьезных нарушений ее нормального функционирования — высокой инфляции,… …   Экономико-математический словарь

  • Стабилизация экономики — Стабилизация экономики  [economic stabilization] — процесс приведения расстроенной экономической системы в стабильное состояние, под которым обычно понимаются: устойчивый рост производства и занятости, соответствующие естественному росту… …   Экономико-математический словарь

  • Боливия. Экономико-географический очерк — Оловянный рудник Катави. Боливия. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Б.  одна из наименее развитых стран Латинской Америки. Валовой внутренний продукт на душу населения в 1976 составил 318 долларов. Хозяйственная… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Антиинфляционная политика

    — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… …   Энциклопедия инвестора

  • Евро — (Euro) Евро это единая европейская валюта Евро: описание монет и банкнот, история создания и развития, место в мировой экономике Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

economic_mathematics.academic.ru

Меры антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика

В любой стране могут возникнуть отрицательные социальные и экономические последствия при наступлении инфляции. Это положение вынуждает правительство различных государств к проведению определенной экономической политики.

В первую очередь экономистами осуществлялись поиски ответов на важный вопрос, как ликвидировать инфляцию через радикальные меры или адаптироваться к этому процессу. Данные вопросы в различных государствах решают по-разному. К примеру, в Соединенных Штатах Америки и Англии на уровне государства устанавливаются задачи борьбы с инфляцией. Другие страны разрабатывают комплекс мероприятий для адаптации, например, используют индексацию.

В соответствии с подходами государства к проблемам инфляции антиинфляционная политика может быть активной и адаптивной.

Замечание 1

Активную антиинфляционную политику характеризует ликвидация причин, которые вызвали инфляцию.

Адаптивная инфляционная политика является приспособлением к условиям инфляции, а также смягчением ее последствий.

Две основные проблемы, которые стоят перед любыми правительствами, заключаются в безработице и инфляции. Решение данных проблем обладает тесной связью.

Основные рычаги управления по инфляционным процессам находятся в государственных руках, поскольку именно оно отвечает за денежное предложение и размер денежной массы. При этом сокращение денег, которые находятся в обращении, способно создать условия прекращения инфляционных процессов, а для эффективной борьбы с инфляцией необходимо устранять причины, которые ее породили.

Специалисты считают, что антиинфляционные меры используются только к открытой инфляции, при этом подавленная инфляция не способна поддаваться лечению, поскольку ее невозможно измерять.

Бороться с инфляцией означает ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, а не заниматься устранением полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать навсегда, так как ее основой является существование циклического характера экономического развития. По этой причине инфляция и безработица являются постоянными спутниками рынка.

Замечание 2

Политика по поддержанию полной занятости и стабильных цен является важнейшей целью регулирования макроэкономики.

Меры активной антиинфляционной политики

Каждое правительство имеет в своем распоряжении определенный набор прямых рычагов монетарного характера, которые способствуют сдерживанию или прекращению инфляционных процессов. К таким мерам, в первую очередь, относится:

  • контроль денежной эмиссии,
  • недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета,
  • пресечение обращения денежного суррогата,
  • осуществление текущего предложения денег через осуществление операции открытого рынка,
  • проведение денежных реформ конфискационного типа.

Эффективность данных методов обеспечивается только при сдерживании или предотвращении инфляции. Если же наступает гиперинфляция, единственный выход чаще всего представляет собой денежную реформу.

В зависимости от рассмотренных выше механизмов инфляции, антиинфляционные меры можно классифицировать в соответствии от того, на борьбу с каким видам инфляции они будут направлены.

Меры, сконцентрированные на инфляции спроса, в конечном счете, могут быть сведены к сдерживанию совокупного спроса. Такие меры включают в себя минимизацию расходов государства, увеличение налогов, уменьшение дефицита бюджета государства, переход к денежно-кредитной политике.

Эти изменения экономика, которая имеет высокий уровень инфляции, способна переживать весьма болезненным образом. Это обусловлено тем, что сокращение совокупного спроса может вести к спаду экономики и росту безработицы. Тем не менее, стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция спроса представляет собой причину почти всех исторических примеров высокого уровня инфляции.

Можно выделить молниеносную и постепенную политику. Молниеносную политику проводят в условии высокого доверия общества к правительству, что включает резкое снижение не только инфляционных процессов, но и тех, которые создают условия устойчивого развития без инфляции.

Постепенная политика способна сохранять относительную социальную стабильность, способствует медленному росту безработицы, что дает надежду успешной переквалификации. Также для сокращения спроса используют стабилизацию валютного курса через его фиксирование.

Меры против инфляции издержек

Рассмотрим меры, которые направлены против инфляции предложения или издержек. Такие меры включают в себя сдерживание роста факторных доходов и цен, борьбу с монополиями в экономике, развитие институтов, процесс стимулирования выпуска продукции в рамках экономики предложения.

Политика, которая сконцентрирована против роста факторного дохода и одновременного увеличения цен, называется политикой цен и доходов. Она реализуется через различные средства, включая замораживание цен и заработной платы и косвенное ограничение их роста.

Если происходит жесткое сдерживание цен и дохода, то это способно дать однозначный видимый результат за определенный короткий срок. При этом цена данной дефляции является достаточно высокой, поскольку одновременно происходит сдерживание рыночных механизмов стабилизации экономики, заморозка диспропорций и ожиданий от инфляции.

Замечание 3

Важнейшее место в ходе преодоления инфляции издержек отведено борьбе с монополией в экономике путем формирования рыночного института.

В современной России это положение имеет особенное значение. Также здесь следует выделить меры, которые концентрируются на стимулировании выпуска продукции в рамках экономики предложения. Суть этой концепции можно свести к тому, что правительство проводит мероприятия, которые способствуют сдвигу долгосрочного графика совокупного предложения, то есть росту уровня естественного выпуска продукции.

Основные элементы политики и экономики предложения включают в себя минимизацию налогов, рост трудовой мотивации через изменение социальной политики, развитие конкуренции в секторе инфраструктуры, денежную эмиссию в рамках ожидаемых приростов естественного уровня выпуска.

spravochnick.ru

Цель антиинфляционной политики

Сущность антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой выбор курса государством при проведении системы мер, которые направлены на регулирование обращения денег в стране.

Определение 1

Антиинфляционная политика представлена системой государственных инструментов регулирования процесса инфляции. Ее инструменты включают богатый ассортимент различных денежных, кредитных, налоговых мер и программ по стабилизации, регулированию, а также распределению доходов.

Все антиинфляционные меры Правительству необходимо проводить взвешенно и последовательно. В первую очередь цели антиинфляционной политики состоят в:

  • сокращении инфляционного потенциала,
  • предсказуемости движения цен для снижения инфляционных темпов,
  • стабилизации.

Основная стратегическая цель антиинфляционной политики заключается в приведении темпов роста денежной массы в зависимость от темпа роста товарной массы или реального внутреннего продукта. Это должно быть достигнуто в краткосрочном плане. Также объем и структура совокупного предложения должна быть приведена в соответствие с темпом объема и структуры совокупного спроса на долгосрочный период.

Для того чтобы решить эти задачи необходимо осуществить комплекс мероприятий, которые направлены на сдерживание и регулировку всех трёх компонентов инфляции, включая спрос, предложение (издержки) и ожидания.

При оценке характера антиинфляционной политики выделяют два общих подхода. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, которая представлена маневрированием расходами и налогами государством для воздействия на платёжный спрос.

В этом случае государство способно ограничить свои расходы и повысить налоги. В результате происходит сокращение спроса и снижение темпов инфляции. Одновременно с этим можно наблюдать спад инвестиций, выпуска продукции, что часто приводит к застойным явлениям, которые обратны первоначально поставленной цели. Также в этой ситуации можно наблюдать развитие безработицы.

Если существует недостаточный спрос, то осуществляется программа капиталовложений и прочих расходов даже при условии существенного бюджетного дефицита, снижения налогов. Считают, что данным образом происходит расширение спроса на потребительскую продукцию или услуги, стимулирование спроса через средства бюджета, которое способно усилить инфляцию.

Замечание 1

Если сокращение дефицита бюджета осуществляется через сокращение расходов государства, то издержки по такой политике ложатся на сферу, которая финансируется бюджетными средствами.

Второй подход рекомендуют последователи монетаризма. Здесь на первый план выдвигают денежное и кредитное регулирование, которое косвенно или гибко влияет на ситуацию в экономике страны. Если проводятся меры бюджетной политики, сконцентрированной непосредственно на рынках товаров, то при проведении кредитно-денежной политики объект регулирования представляет денежный рынок. Сущность кредитно-денежной политики заключается во влиянии на экономическую конъюнктуру посредством изменения числа находящихся денег в обращении.

Инструменты антиинфляционной политики

Экономика рыночного типа включает Центральные банки, которые на инфляцию влияют косвенно, с помощью разных инструментов, при этом влияние мероприятий денежно-кредитной политики может сказаться не сразу, а в соответствии с определенными лагами времени, являющимися различными в различных государствах и при разных условиях.

Антиинфляционные инструменты денежно-кредитной политики, которые влияют на структуру и размер денежной массы, включают:

  • Операции открытого рынка ценных бумаг, при покупке которых банки наращивают денежную базу, а, продавая, сокращают ее. Этот метод широко используют государства с развитыми рынками ценных бумаг.
  • Учетную процентную или дисконтную политику, которая состоит в регулировании учетной ставки по процентам или ставки рефинансирования. Учетная ставка представлена ставкой, в соответствии с которой коммерческие банки заимствует средства от Центробанка. При повышении ставки Центробанком, объёмы заимствования могут падать. В этом процессе происходит сокращение денежной массы государства, поскольку уменьшаются операции коммерческого банка в области предоставления кредитов. При этом при получении более дорогих заимствований коммерческие банки будут стремиться к повышению собственных ставок по кредитам, что приводит к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки этот процесс происходит в обратном направлении.
  • Нормы обязательного резерва, которые представлены частью суммы депозитов, обязаны храниться коммерческими банками в форме беспроцентного вклада в Центробанке. Чем выше будет норма, тем меньшее количество кредитов смогут предоставить банки, что ограничит число находящихся денег в обращении. Снижение нормы резерва будет действовать в обратном направлении.
  • Валютное регулирование.
  • Таргетирование инфляции.

Таргетирование инфляции получает развитие в последнее десятилетие, применяется более 20 странами. Таргетирование представлено непосредственным исследованием целевых инфляционных показателей. Центробанк следует одному цифровому показателю инфляции или его устанавливаемому диапазону. Таргетирование влияет на укрепление доверия к определённому финансовому рынку, отражая низкий уровень инфляции, как главную цель политики регулирования финансовых рынков в определённом государстве.

Основные цели антиинфляционной политики

Можно перечислить несколько целей антиинфляционной политики:

  • уменьшить или устранить бюджетный дефицит,
  • снизить инфляционные ожидания,
  • осуществить структурную перестройку национальной экономики,
  • развить производство и научно-технический прогресс,
  • установить жесткие нормативы на ежегодный прирост денежной массы,
  • регулировать доходы общества,
  • утверждать предельный уровень цен по определённым группам продукции,
  • реализовать программы социального характера,
  • связать излишние по отношению к товарной массе денежные средства через приватизацию и др.

spravochnick.ru

6. Антиинфляционная политика

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства проводить особого рода политику в этой области. Для нахождения оптимального варианта борьбы с инфляцией необходимо разрешить дилемму: либо ликвидировать инфляцию, либо адаптироваться к ней. В различных странах находится собственное решение, обусловленное целым комплексом специфических обстоятельств, например, в США и Англии ставится задача борьбы с инфляцией на государственном уровне. В других странах чаще прибегают к проведению программ адаптационного характера.

Существует несколько способов стабилизации денежного обращения посредством денежных реформ:

  • нуллификация — объявление об аннулировании значительно обесцененных денежных единиц и введении новых;

  • реставрация — восстановление бывшего ранее золотого содержания денежной единицы;

  • девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны официального валютного курса к доллару США;

  • деноминация — метод “зачеркивания нулей”, то есть укрупнение масштаба цен.

По методам проведения все реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

сочетание обоих методов.

Как показывает мировой опыт, в том числе и российский, что денежные реформы обеспечивают только кратковременный эффект.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить два подхода в ее реализации.

Антиинфляционная политика

Активная политика

Адаптивная политика

Направлена на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию

Приспособление к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий

Активная политика

Монетарные рычаги

Немонетарные рычали

  • контроль за денежной эмиссией

  • осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики

  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета

  • пресечение обращения денежных суррогатов

  • проведение денежной реформы конфискационного типа

1. Направленные против инфляции спроса (дефляционная политика)

  • уменьшение госрасходов

  • увеличение налогов

  • сокращение дефицита госбюджета

  • переход к жесткой кредитно-денежной политике

  • стабилизация валютного курса путем его фиксирования

2. Направленные против инфляции издержек (политика доходов)

  • сдерживание роста факторных доходов и цен

  • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных инструментов

  • стимулирование производства в рамках «экономики предприятия»

Адаптивная политика

  • индексация

  • соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты

  • прочие меры, направленные на смягчение последствий инфляции

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адап­тивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвав­ших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к ус­ловиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Инфляция и безработица представляют две основные проблемы, стоящие перед любым правительством. Решение этих проблем нахо­дится в тесной зависимости.

Основные рычаги управления инфляционными процессами нахо­дятся в руках у государства, так как именно государство ответствен­но за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.

Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрально­го Банка). История знает немало примеров, когда новые «хорошие деньги начинали опять быстро обесцениваться. Поэтому для эффек­тивности борьбы с инфляцией необходимо устранение причин, ее по­родивших, что требует изменения кредитно-денежной и фискальной политики и ряда других мер.

Активная политика.

Монетарные рычаги:

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции.

К ним среди прочих следует отнести:

  • контроль за денежной эмиссией;

  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;

  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;

  • пресечение обращения денежных суррогатов;

  • наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.

Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах, например, в половине стран Европы, включая СССР после Второй мировой войны. Проиллюстрируем ее действие на примере Германии после Первой мировой войны. К 1922 г. инфляция в Гер­мании достигла пика: 40-кратный рост цен, дефицит бюджета, покрываемый денежной эмиссией, составлял почти.40% расходов, произошло снижение обменного курса марки в 50 раз. В 1923 г. процесс разрушения экономики только усилился.

В ноябре 1923 г. началась денежная реформа конфискационного типа, 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых, при ограничении суммы обмена. При этом правительство перешло к жесткой кредитно-денежной политике и сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов и увеличения налогов. В результате произошла стабилизация экономики, и к 1927 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с 1923 г.

Вышеприведенный пример дает еще одно подтверждение тезису о том, что борьба с инфляцией может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но причин, ее порождающих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

  • уменьшение госрасходов;

  • увеличение налогов;

  • сокращение дефицита госбюджета;

  • переход к жесткой кредитно-денежной политике;

  • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним, в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике.

Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса — основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история дает нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше — все определяется конкретными условиями и возможностями. Тем не менее можно утверждать следующее.

К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Подтверждение этому — — выше приведенный пример Германии 1922 г., пример той же Германии 1948 г., Польши 1990 г., Латвии и Эстонии 1992 г. и т. д. К недостаткам относится Достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса явля­ется стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Например, Чили в 1979 г. установило трехлетний мораторий на изме­нение курса национальной валюты. Правительства ФРГ и Японии после проведения послевоенных реформ молниеносного типа установили достаточно жесткое государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сфер на длительный период, так, марка ФРГ стала полностью конвертируемой только в 1965, а иена — вообще в 1970-е г.

Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны.

Меры, направленные против инфляции издержек:

  • сдерживание роста факторных доходов и цен;

  • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

  • стимулирование производства в рамках «экономики предложения».

Политика, направленная против роста факторных доходов и од­новременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замора­живанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство —предприниматели —профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако история изобилует многочисленными провалами таких попыток. Например, в Бразилии в 1992 г. «тройственное» соглашение продержалось лишь несколько месяцев; в России ни введение прогрессивного налогообложения предприятий (еще правительством Рыжкова— Павлова), ни введение 4, затем 6 минимумов заработной платы не дали ощутимого эффекта.

Важное место в преодолении инфляции издержек занимает борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов. В современной России это имеет особое значение. Так, в объеме совокупной реализации продукции двухсот крупнейших предприятий России по состоянию на сентябрь 1996 г. на долю сырьевого сектора приходилось 83,5 %. При этом степень концентрации производства более чем в 7 раз выше, чем в США (на 10% крупнейших предприятий приходится 75 % всей реализации).

Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокуп­ного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска.

К основным элементам политики экономики предложения следует отнести:

  • снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;

  • развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

  • усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;

  • денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Наиболее развернуто данная концепция была применена в США в 1980-е гг. (хотя и не в полной мере) и результаты такой политики были впечатляющие: снижение инфляции и безработицы, устойчи­вый рост экономики. Хотя при этом нельзя отрицать существования и других факторов роста в этот период.

Все изложенное выше относится к так называемой активной ан­тиинфляционной политике. В противовес ей существует адаптивная политика, то есть политика приспособления к условиям, направленная на смягчение ее отрицательных последствий.

Адаптивная политика:

Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции толь­ко по той причине, что распространяется на получателей фиксирован­ных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индек­сация может стать причиной инфляционной спирали (как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.).

К адаптивным мерам можно отнести и уже упоминавшуюся поли­тику «доходы — цены». По форме указанная политика направлена на устранение причин инфляции, но, как уже было сказано, она практи­чески никогда не достигает результатов.

studfile.net

2.1 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики России. Мероприятия антиинфляционной политики государств

Похожие главы из других работ:

Внешнеэкономический потенциал государства. Показатели доходности внешнеторговых операций

2. Этапы формирования внешнеэкономической политики и развития внешнеэкономических связей Беларуси

Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда…

Глобализация мировой экономики

1.1 Мировая экономика: сущность, основные этапы формирования

Мировая экономика — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием…

Динамика развития и структурные изменения стран после вступления в Таможенный союз

1.2 Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, этапы формирования, предпосылки

таможенный союз экономический европейский Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана шестая или седьмая по счету интеграционная инициатива на постсоветском пространстве c участием России…

Европейский Союз: этапы развития, проблемы, перспективы

1.1 Этапы формирования ЕС

Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли…

Мероприятия антиинфляционной политики государств

1.2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции…

Мероприятия антиинфляционной политики государств

1.2.3 Виды антиинфляционной политики

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики (Приложение 2): 1. Фискальная политика; 2. Кредитно-денежная политика; 3. Монетаризм; 4. Гипотеза естественного уровня; 5. Фискальная политика, ориентированная на предложение…

Мероприятия антиинфляционной политики государств

3 Современный уровень инфляции и задачи антиинфляционной политики России

Мероприятия антиинфляционной политики государств

3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007 — 2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития…

Мировое хозяйство

1.2 Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства

I этап (конец ХIX — начало XX в.). Мировое хозяйство было представлено двумя полюсами: империалистическими державами. с одной стороны, и их колониями — с другой…

Мировые модели смешанной экономики

3.1 Этапы и особенности формирования смешанной экономики РФ

Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательно осуществляемых этапа, с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления. Первый этап (1999 г…

Неравномерность экономического развития стран в современном мировом хозяйстве

1.2 Этапы формирования современной мировой экономики

Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это обусловлено тем, что каждому конкретному историческому этапу его развития соответствуют определенные масштабы и уровень производства

mo.bobrodobro.ru

Мероприятия антиинфляционной политики — Мегаобучалка

 

Существует два варианта действий государства при инфляции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1. Уменьшения объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Центральным банком.

2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3. Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи: во-первых, повысить уровень доходов госбюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицита; во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики – в сфере производства и обмена.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.



Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей, поэтому их влияние будет рассматриваться дальше. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и способов противодействия комплексного характера.

В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется, должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами.

Ограничение бюджетных расходов достигается:

а) прямыми методами – рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;

б) методом секвестирования – пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:

в) контролем уровня располагаемых доходов;

г) ограничением уровня дефицита государственного бюджета.

В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д.

Более сложным представляется решение проблем преодоления второго типа инфляции – инфляции, вызванной ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:

1) увеличения заработной платы;

2) падение производительности труда, в связи с нарушениями хозяйственного механизма по причинам организационного характера;

3) инфляционными ожиданиями владельцев сырьевых и энергетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на исходные продукты производства. Преодоление инфляции, связанной с издержками производства требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязанных проблем.

Первый блок проблем снижения инфляции заключается в преодолении спада производства, как центрального звена всей системы экономической стабилизации. В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы.

Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатов непосредственная.

Необходимо обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение развития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными процентными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования инвестиций приоритетных видов деятельности производственного сектора. Необходимым элементом в системе мер по преодолению инфляции является создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен – сохранение массы чистого дохода за счет роста производства – увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развитием разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики. Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения. Существенно важно проводить регулирование цен в базовом технологическим переделе – производстве сырья, топлива, других исходных продуктов. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов. Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда являются по своему характеру неинфляционными. Со стороны платежного баланса, отражающего внешнеэкономическую деятельность, мероприятия снижения инфляции заключаются в улучшении его структуры. В первую очередь это относится к достижению равновесия по текущим операциям, связанным с движением товаров и услуг, то есть экспортно-импортных операций.

Сокращение текущего дефицита платежного баланса должно достигаться в целом за счет переключения внутреннего спроса с импортируемых товаров и услуг на отечественные, также за счет повышения эластичности экспортного производства по отношению к внешнему спросу. Это достигается путем проведения политики установления валютного курса на реалистическом уровне, рационального сочетания торговых и валютных ограничений в периоды инфляционного всплеска и либерализации внешнеэкономических отношений при снижении темпов инфляции.

Вопросы:

1. Какова природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами?

2. Как финансовые факторы влияют на инфляцию?

3. Какие виды инфляции различают?

4. Какие типы инфляции выделяют на практике?

5. Объясните действие инфляционной спирали.

6. Почему в монополизированной экономике экономические методы борьбы с инфляцией не действуют?

7. Каковы причины инфляции?

8. В каких формах проявляется инфляция?

9. Какова тяжесть инфляции на инвестиции?

10. Почему классический источник инфляции – дефицит государственного бюджета?

11. Как на инфляционные процессы влияют введение новых налогов?

12. Каковы инфляционные процессы в современном Казахстане?

13. Какие варианты действий государства существует при инфляции?

14. Какие методы включает в себя антиинфляционная политика?

15. Каким образом проводится антиинфляционная фискальная политика?

16. В чем заключается налоговая антиинфляционная политика?

17. Как могут повлиять на инфляционные процессы сокращение государственных расходов?

18. Каким образом сокращение текущего дефицита платежного баланса может повлиять на инфляцию?

 

* Согласно теории управления – чем меньше звеньев управления, тем выше эффект.

* Фиксированные активы — основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика и используемые в предпринимательской деятельности; их стоимость относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

* Постоянным учреждением юридического лица в Республике Казахстан признается постоянное место его деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, включая деятельность через уполномоченное лицо. Это – место управления, филиал, отделение, представительство, бюро, контора, офис, агентство, фабрика, завод, мастерская, место добычи природных ресурсов и др.

** Для данного налога календарный год.

***резидентами являются граждане Республики Казахстан, в том числе находящийся на государственной службе за границей. Иностранные физические лица, находящиеся в Республике Казахстан в течение 183 календарных дней в любом последовательном 12-месячном периоде. Нерезидентами признаются иностранные физические лица не соответствующие этим условиям

 

* секвестр – запрет на расходование средств в определенных пределах; вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетных программ.

[1] Канто Е., Джейнс.Д., Лаффер А. Основы на экономики предложения (теория и доказательство). Нью-Йорк, 1983.

[2] имеются и другие формы: повышения курсов иностранных валют и, соответственно, падение курса национальной валюты; повышение рыночной цены золота, выраженной в бумажных деньгах по сравнению с количеством бумажно-денежных знаков, номинально представляющих данное количество золота.

megaobuchalka.ru

Отставить комментарий

Обязательные для заполнения поля отмечены*