Антиинфляционная политика в россии 2018 – 2014 2018 . — .

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

 

Десятниченко Д.Ю. Основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 45-51

Основные направления повышения эффективности

антиинфляционной политики в РФ

 

Д.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент

Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В статье исследуются основные направления антиинфляционной политики в РФ, анализируются реализуемые и планируемые мероприятия, дается прогноз уровня инфляции до конца 2017 года.

Ключевые слова: инфляция, антиинфляционная политика, таргетирование, денежно-кредитная политика.

 

 

В настоящее время антиинфляционная политика РФ направлена на проведение монетарной политики. Основные меры денежно-кредитной политики РФ представлены на рисунке 1. В соответствии с проектом основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2016-2018 гг., Банк России считает необходимой мерой снижения инфляции с помощью проведения жесткой денежно–кредитной политики, планируя поддерживать высокие ставки и снижать их по мере уменьшения темпов роста цен в экономике [1].

 

 

Рис. 1 Денежно-кредитная политика РФ

 

 

В настоящее время монетарная политика РФ направлена на сжатие денежной массы и приводит к демонетизации экономики. Существует прямая взаимосвязь между ухудшением макроэкономической ситуации и демонетизацией, что находило неоднократное подтверждение не только в российской, но и в мировой экономической истории. Например, попытка преодолеть инфляцию 1990-х гг. в российской экономике при помощи сжатия денежной массы привела к кризису 1998 г. Во второй половине 1920-х годов аналогичные ошибки были в политике ФРС, центральных банков Франции и других европейских стран во второй половине, которые считаются одной из основных причин возникновения Великой депрессии 1930-х гг. [2].

В упомянутом раннее проекте основных направлений денежно-кредитной политики, базовый сценарий сокращения денежной базы в 2014-2017 гг. должен составить около 30%, а сокращение денежной массы в сопоставимых ценах на 17,2%. Отталкиваясь от эмпирической зависимости между динамикой массы денег и совокупного выпуска и инвестиций в России, скорее всего, это будет подразумевать последующее ухудшение макроэкономической динамики в экономике Российской Федерации.

Инфляционное таргетирование можно считать вполне рациональным элементом экономической политики (естественно, если при таргетировании инфляции поставлены реалистичные цели). Для снижения и стабилизации уровня инфляции необходимо выбрать основные направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ. На рисунке 2 представлены основные направления повышения эффективности антиинфляционной политики в РФ.

 

 

Рис. 2 Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в РФ

 

 

В данной экономической ситуации следует проводить ограничительную политику, которая направлена на снижение инфляции и спроса на иностранную валюту – в том числе при помощи роста ставок процента денежного рынка, ограничения роста заработных плат и субсидирования реального сектора через механизмы налогово–бюджетной политики [3]. При этом предполагается, что «рыночные силы» приведут к ликвидации неэффективного производства, за счет роста курса произойдет ограничение импорта, отрасли, направленные на экспорт продукции, а также отечественные производители получат дополнительные конкурентные преимущества, а рост процентных ставок снизит активность валютных спекулянтов.

Международный валютный фонд рекомендует такой набор мер и именно этой позиции придерживаются и Банк России, и Министерство Финансов Российской Федерации [4]. В ближайшее время планируется данные подходы к проведению политики, несмотря на критику со стороны многих экономистов. 

Альтернативными вариантами, направленными на стимулирование экономического роста, являются некоторые меры кейнсианской экономической школы, которые доказали успешность на практике, например – в послевоенной Японии и Западной Европе, в современной экономке Китая [5].

Суть данных мер заключается в том, что с целью восстановления производственного роста, снижения безработицы и инфляции, а также стабилизации ситуации в денежно–кредитной сфере государству необходимо поддерживать не просто экономику через банки, а стимулировать конкретные отрасли, которые обеспечивают реальную модернизацию экономики, ее выход на новейший научно-технический уклад и обеспечить экономический рост.

Абсолютно необходимым условием для снижения инфляции является дисциплина как в государственных, так и в частных финансах. Просто «накачать» экономику деньгами и предоставить бизнесу дешевых кредитов (в конечном итоге за счет населения) приведет к неминуемому созданию противоречий между борьбой с инфляцией и экономическим ростом [6].

Одновременно нельзя абсолютизировать темпы экономического роста. Ускоренный рост, стремление увеличить темпы, не решив базисные проблемы, может привести к негативным последствиям, особенно если риски за инвестиции берет на себя не бизнес, а государство. Некачественный экономический рост и низкая эффективность капитальных вложений приведут к усугублению экономической ситуации, а также к возрастанию инфляционных рисков [7].

Общий подход и Банка России, и экономического блока Правительства сводится к следующему: снизить инфляцию, что приведет к понижению стоимости кредита для бизнеса, появятся денежные средства для долгосрочных инвестиций, начнется устойчивый экономический рост.

Применяя политику инфляционного таргетирования целесообразно было бы не обналичивать Резервный фонд, а перейти к неинфляционному заимствованию на внутреннем рынке с ориентацией на привлечение денежных средств населения. Естественно, ставка процента по таким облигациям государственных займов, должна быть выгодна для населения, и необходимо максимально обеспечить доступ к их покупке. Минфин, в свою очередь, против увеличения внутреннего долга, так как это усложнит работу ведомства.

Таким образом, целью проведения инфляционного таргетирования является экономический рост, однако в реальности между инфляцией и ростом существует более сложная взаимосвязь. Во-первых, произойдет снижение только номинального процента по кредитам. Банк России будет сохранять реальную процентную ставку (разницу между номинальной ставкой и инфляцией) выше равновесного уровня (2,5–3%). Поэтому снижение реального процента произойдет только в случае сужения разницы между процентами по привлекаемым банками ресурсам и по банковским кредитам. Во-вторых, без развитого финансового рынка не появятся «длинные». В-третьих, снижение инфляции автоматически не приведет к росту инвестиций, на что действует множество факторов.

С помощью сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики можно пойти на смягчение бюджетной политики и уменьшение налоговой нагрузки на бизнес. По подсчетам экономиста Я.М. Миркина, в России данный показатель составляет 43%, а в ведущих странах мира достигает всего 36%. С учетом разницы в эффективности налоговая нагрузка на бизнес в России должна быть ниже, чем в среднем по миру. Но дополнительных источников доходов, существующих на данном этапе, не достаточно для сохранения дефицита бюджета в пределах 3% ВВП. Хотя цель Минфина – довести этот показатель за три года до 1,5%.

Увеличение дефицита бюджета создает дополнительные инфляционные риски. Но снижение налоговой нагрузки для бизнеса способствует повышению стимулов для инвестиций в основной капитал [8], т. е. увеличит неинфляционный инвестиционный спрос на деньги, позволит уменьшить издержки бизнеса (дефляционный эффект), а также повысить собираемость налогов.

Естественно, необходимо рассчитывать данный налоговый маневр, но целесообразность и реалистичность жесткой бюджетной политики в условиях сохранения внешних ограничений вызывает сомнения. Вряд ли фискальное ведомств России пойдет на радикальный налоговый маневр, предложит существенно сократить налоги для бизнеса и пойдет на временное увеличение дефицита бюджета.

Конечно, это приведет к повышению инфляционных рисков, но сокращение налогов позволит повысить конкурентоспособный спрос на деньги и расширить налоговую базу в перспективе. Налоговое снижение является более рациональным решением, чем дотации бизнесу посредством льготного кредитования [9]. Снижение налогов является выгодным только для работающих предприятий, а при выборе объектов поддержки за счет государственного бюджета появляется высокий риск дорогостоящих ошибок.

Для обеспечения экономического роста в РФ необходимо создавать условия, которые подразумевают то, что коммерческие риски этого роста должен нести бизнес, а не государство и население. Что касается действий регуляторов, с целью исключения противоречий между антиинфляционной политикой и экономическим ростом, необходимы определенные коррективы.

Для финансовых регуляторов (Банка России и Минфина необходимо учесть хозяйственную ситуацию в России. Продолжая умеренно жесткую денежно-кредитную политику, Центральный банк должен принять региональный механизм рефинансирования, стимулировать формирование системы местных банков муниципального уровня, работа которых ориентирована не на финансовый рынок, а с местный малый бизнес (фермеры, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, местными промыслами), на участие в снабженческой и сбытовой кооперации и т. д. Таким банкам также могут содействовать отделения Почтового банка и Россельхозбанка. Банк России не должен брать на себя помощь бизнесу, так как это является прерогативой Минфина России, прежде всего в плане сокращения.

Для реализации антиинфляционной политики необходимо учитывать тот факт, что необходимы преобразования и для бизнеса в России (рис. 3).

 

 

Рис. 3 Необходимые меры для преобразования бизнеса в России

 

 

В современных условиях активная информационная политика является главным инструментом борьбы с проблемой инфляционных ожиданий, целью которой является повышение результативности проводимых мер в сфере денежно-кредитной политики [10].

Следует своевременно и исчерпывающе раскрыть данные о мерах, предпринимаемых Центральным Банком для достижения установленных целей, объяснить широкому кругу населения характер инфляционных процессов в нашей стране и результаты денежно-кредитной политики, способствовать повышению доверия к действиям власти, и снижать инфляционный ажиотаж в общественности.

В свою очередь, кредитные учреждения предоставляют денежные средства на длительный период под меньшие ставки, так как уверены, что инфляция не обесценит предоставленные деньги. Но необходимо учитывать, что для замедления ценового роста и удержания цен на потребительском рынке требуют время и чётко структурированная антиинфляционная политика [11].

Если конкретизировать данные меры с точки зрения сегодняшней экономической ситуации, то для реализации развития экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде необходимо снижать ключевую ставку Центрального Банка России и повышать доступность кредитов для сельского хозяйства и промышленности, снижать налоговые нагрузки, поддерживать экспорт российской продукции, а также снижать внутренние цены на энергоресурсы, что  позволит не только справиться с кризисом, но и запустить механизмы экономического развития. Также необходимо перекрыть незаконный отток капитала, установить налог на вывод денежных средств заграницу и навести порядок на бирже, которая оказывает немаловажное значение в повышении рубля.

На основе месячных данных уровня инфляции в период с января 2016 по апрель 2017 был произведен прогноз на конец 2017 года, который представлен на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Прогноз уровня инфляции в России с мая по декабрь 2017 г.

 

 

Можно сделать вывод, что в период с июня по декабрь 2017 года показатель инфляции будет снижаться. По экспертной оценке доцента кафедры экономики и финансов Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС О.Ю. Десятниченко официальный уровень инфляция по итогам 2017 г. составит менее указанных ранее в официальных прогнозах 4%. Из приведенных нами расчетов следует, что годовой уровень инфляции в 2017 г. составит 2,99%, что также ниже прогнозируемого уровня инфляции Центральным Банком РФ на 1,01%. Применяя рациональные антиинфляционные меры, правительство РФ сможет достичь данного показателя и сохранить умеренный уровень инфляции.

 

Библиографический список

1. Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 гг. [эл. ресурс, сайт Банка России] // Режим доступа: http://www.cbr.ru

2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014. – 171 с.

3. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. – 2015. – №10 (82). – С. 126-132.

4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Статистика. Учебно-методическое пособие. ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015. – 248 с.

5. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Микроэкономика: технология эффективного изучения. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012. – 130 с.

6. Десятниченко Д.Ю. Развитие налогооблагаемой базы Санкт-Петербурга как источник доходов бюджета города // Управленческое консультирование. – 2014. – №2 (62). – С. 124-130.

7. Десятниченко Д.Ю. Расширение сети платных стоянок как фактор роста доходов бюджета г. Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. – 2014. №3 (63). С. 118-125.

8. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. – 2016. – №4 (88). – С. 150-157.

9. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 3-2 (68-2). – С. 328-332.

10. Десятниченко О.Ю. Формирование инновационной среды как фактор модернизации экономики регионов. // Общество. Среда. Развитие. 2013. – № 2 (27). – С. 16-20.

11. Десятниченко О.Ю. Управление инвестиционными процессами и инвестиционным потенциалом региона // Экономика и управление. – 2009. – №7. С. 51-55.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF ANTI-INFLATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

D.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor

North-West management institute (branch) of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

(Russia, St. Petersburg)

 

Abstract. The article examines the main directions of anti-inflationary policy in the Russian Federation, analyzes current and planned activities, provides a forecast of the level of inflation until the end of 2017.

Keywords: Inflation, anti-inflation policy, targeting, money-credit policy.

 

 

economyandbusiness.ru

Антиинфляционная политика современной России



Вопрос об эффективности антиинфляционной политики России был и остаётся одним из противоречивых, спорных и заставляющих задуматься самых великих экономистов времени.

На сегодняшний день современная инфляция в России имеет несколько отличительных черт: повсеместный и всеохватывающий характер; если говорить о временном аспекте, то получила хронический характер. Также проблема инфляции в России актуализируется из-за введения модели экономического развития, нацеленной на стимулирование инновационных процессов роста экономики. Поэтому необходима эффективная антиинфляционная политика.

Целью данного доклада является определение главных направлений совершенствования антиинфляционной политики современной России, основываясь на анализе динамики и особенностей инфляции. В исследовании была определена следующая гипотеза: антиинфляционная политика в современной России проходит со значительными затруднениями, что требует корректировки основных направлений национальной антиинфляционной политики, таких как денежно-кредитная политика и политика доходов, а также таргетирование инфляции, проводимое Банком России. Однако таргетирование инфляции ограничено сферой денежного обращения и не может воздействовать на фундаментальные воспроизводственные факторы инфляции с учетом нарастания рисков, связанных, в том числе, с более глубоким снижением цен на нефть, что заставит государство ориентировать денежно-кредитную политику на обеспечение ценовой и финансовой стабильности.

Обесценение рубля в настоящее время подрывает конкурентоспособность экономики России, усиливается перераспределение национального дохода в пользу предприятий- монополистов, развивая тем самым теневую экономику. Однако налоговое бремя не ужесточают, потому что оно может начать «тормозить» экономику страны.

Пути улучшения антиинфляционной политики, на наш взгляд, следующие: ужесточение контроля над ценами, замораживая их на определенном уровне, так формируется стабильное превышение совокупного спроса над совокупным предложением; усиление антимонопольного законодательства путем ответственности за рост тарифов; введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

Панченко И.А.




wdesk.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ И США

Рябова Наталья Дмитриевна1, Арапов Вадим Андреевич1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления, студент 1 курса, направление: Прикладная информатика

Библиографическая ссылка на статью:
Рябова Н.Д., Арапов В.А. Сравнительный анализ методов борьбы с инфляцией в России и США // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16086 (дата обращения: 07.02.2019).

Научный руководитель: Ковтун Ольга Игоревна, к.и.н., доцент

В любой рыночной экономике существует такое явление как инфляция. Она является одним из важнейших макроэкономических показателей, которые влияет на все сферы жизни общества. Чаще всего специалистам становится труднее составлять экономические прогнозы, потому что меняется рыночная экономика, финансовый рынок, происходит перераспределение доходов. Высокий уровень инфляция, особенно слабо контролируемый государством – очень опасный процесс, который приводит к увеличению социального напряжения в обществе, уменьшается качество жизни. В учебной литературе по истории экономических отношений авторы придерживаются позиции, что явление инфляции возникло с появлением денег. Этим объясняется такое большое количество разнообразных подходов, объясняющих природу инфляции в разные периоды времени.

Под инфляцией понимается переполнение рынка избыточной денежной массой, которая проявляется в росте цен. Другими словами, это дисбаланс спроса и предложения. В процессе инфляции происходит обесценивание денежной единицы по отношению к товарам и услугам. [4]

Одним из источников инфляционных процессов является отставание отраслей потребительского сектора при быстром развитии тяжелого производства. Дисбаланс между спросом и предложением так же может возникать из-за больших расходов государственного бюджета, которые превышают доходы. Так же особую роль влияют инвестиции и опережающий рост заработной платы. В мировой экономике выделяют три ключевых силы, которые могут привести к дисбалансу:

  • Сокращение валового внутреннего продукта при неизменном объеме денежной массы в обращении.

  • Рост государственных расходов из-за происходящей эмиссии денег.

  • Чрезмерно большое расширение объемов кредитования.

В настоящее время инфляция является сложным процессом, который охватил все страны. Высокие темпы роста инфляции приводят к ухудшению экономического развития страны, обесцениванию национальной денежной единице. Современная инфляция зависит от большого количества совершенно различных факторов и ситуаций на рынке.

Инфляция является сложным экономическим явлением, с которым необходимо бороться. Основной формой борьбы является антиинфляционная политика государства.

Антиинфляционная политика – это комплекс действий государственного регулирования, направленных на борьбу с инфляцией.[2] Существуют разные виды антиинфляционной политики:

Дефляционная политика – ее смысл заключается в ограничении денежного спроса путем снижения государственных расходов и ограничения денежной массы. Но также есть минусы, которые заключаются в возможном возникновении кризисной ситуации на рынке.

Политика доходов – ее методы предполагают установление пределов роста заработной платы и контроль цен. Такая политика может привести к дефициту товаров на рынке.

Рассмотрим на приведенных ниже диаграммах, как менялся уровень инфляции в таких странах, как Россия, США и Китай.

На первом рисунке видно, что в начале 90-х годов был очень высокий уровень инфляции в России из-за сложившейся ситуации.
Жесткая денежно-кредитная политика привела к тому, что коэффициент монетизации экономики сократился до 14% в 1993 г. также сократилась налоговая база, следовательно, что привело к кризису в стране, доля наличных денег превысила 30%, что поспособствовало развитию теневой экономики.

Чтобы сбить инфляцию, государство начало проводить денежно-кредитную политику. И к 2000 году уровень инфляции снизился примерно до находился примерно на одном уровне (15-20%). Как можно заметить, в 2016 году показатель снизился до 5,4%, что является самым низким показателем в этом периоде.

Но по данным Росстата 2017 года, инфляция оказалась ниже ожиданий, которые составили аналитики, и составила 2,5%, что оказалось минимумом за всю историю России. [6]

Рисунок 1 – Изменения уровня инфляции в России, составлено по [5]

На втором рисунке можно заметить, что уровень инфляции в США примерно одинаков и составлял около 2-4%. А 2008 году уровень инфляции был самым высоким за данный период времени, что было вызвано резким ростом цен на нефть, хлеб, кофе и др. Но после начала укрепления доллара к евро и к другим валютам на мировом рынке в 2009 году, темпы роста цен резко сократились, и соответственно показатель инфляции резко упал до -0,3%. Эксперты считают, что такое резкое снижение цен может привести к дефляции, поэтому в экономике Америки борьба с дефляцией является одной из самых главных задач.

Рисунок 2 – Изменения уровня инфляции в России, составлено по [5]

Подведем итоги всему выше сказанному. Мы проанализировали две совершенно разные страны, которые являются одними из главных конкурентов на сегодня, и можем отметить, что инфляция, это очень серьезная проблема в современном мире, которая отрицательно воздействует на финансы государства, денежно-кредитную систему и на состояние экономики страны в целом. Поэтому каждая страна пытается бороться с ней, именно поэтому основными задачами государства является разработка антиинфляционных программ и приведение им в действие.

Следует отметить, что методы регулирования инфляции, которые проводили анализируемые нами страны, помогли им в борьбе с инфляцией; и на данном этапе инфляцию удалось стабилизировать на уровне примерно 1,3-2,5%.


Библиографический список
  1. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Издательский дом Высшей школы экономики/ г. Москва 2010 стр. 512
  2. Белоусов Е.С. Инфляция и антиинфляционная политика в РФ / Лаборатория книги/ г. Москва 2009 С. 60
  3. Гула Д.М. Инфляция и социальные конфликты / Лаборатория книги / г. Москва 2012 – 153с.
  4. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления / Экономист / г. Москва 2005.номер и стр.
  5. Уровень инфляции в странах мира. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://svspb.net/danmark/infljacija-stran.php
  6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/
  7. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции / 2007 С.426 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/10.pdf
  8. Федеральная служба государственной статистики / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/79a3cc004a41fc37bdd8bf78e6889fb6

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рябова Наталья Дмитриевна»

ekonomika.snauka.ru

Особенности современной антиинфляционной политики России

В исследованиях, посвящённых последствиям инфляции, выделяются экономическая и социальная сферы её воздействия.

Экономические последствия.

Экономические последствия инфляции объясняются тем, что она воздействует на все сферы экономической жизни страны (рисунок 1).

Социальные последствия инфляции раскрываются через её воздействия на доходы. Наиболее ощутимо во время инфляции снижается уровень жизни получателей фиксированных доходов (работники бюджетной сферы, кредиторы, владельцы сбережений). Пенсионеры, государственные служащие, врачи и пр., изменения в их доходах зависит не только от состоятельности государства, но и по скорости проведения необходимых бюрократических процедур. В государственном секторе каждое изменение доходов требует длительного процесса, так как нуждается в обосновании, разрешении всех вышестоящих организаций, поэтому доходы пересматриваются реже, чем в частном секторе, что приводит к их отставанию от роста цен.

Кредиторы и владельцы сбережений тоже теряют на вложениях средств, обесценившихся по сравнению с прошлым периодом.

В сфере бизнеса оплата более мобильна, изменяется быстрее, чем в бюджетных учреждениях, однако с раскручиванием инфляции темпы повышения заработной платы в этой сфере так же начинают отставать от роста цен. Пытаясь сохранить прежний уровень жизни, работники перемещаются из сфер реального производства в более доходные сектора экономики, с более быстрым процессом оборота капитала (услуги, торговля), а происходящее сокращение сферы производства сопровождается новым витком цен.

Неодинаковый рост цен приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство, что негативно влияет на сбережение и текущее потребление.

Выигрывают от инфляции солидные промышленные фирмы, землевладельцы, владельцы предприятий военной промышленности, производители экспортных отраслей. Процесс обесценивания денег способствует повышению нормы прибыли, а займы они погашают обесценёнными бумажными деньгами.

В особом положение находятся и владельцы предприятий военной промышленности, поскольку государство покупает их продукцию по очень высоким ценам. Производители экспортных отраслей выигрывают от инфляции за счёт высокой прибыли от валютного демпинга на внешних рынках. Особенно доходными в условиях инфляции становятся монополисты

Высокой сферы оборота капитала. Однако процветание всех в условиях инфляции во многом зависит от оборачиваемости капитала и политики государства.

Влияние инфляции на государственный сектор экономики.

С одной стороны, государство несёт потери в результате обесценивающихся финансовых ресурсов и отстаивания роста цен на товары государственных предприятий относительно рыночных цен. С другой стороны, что многократно больше, государство выигрывает, изымая часть средств в свою пользу через налоговую систему.

Государство использует так называемый инфляционный налог от сеньоража (косвенный, фискальный сверхналог) [5,с. 100-106].

Он формируется следующим образом: с ростом инфляции, абсолютные размеры налоговых поступлений постепенно перестают удовлетворять финансовые потребности государства, бюджет которого становится дефицитным. Бюджетный дефицит приводит к раскручиванию инфляции.

Возрастающее таким образом бремя налогов, способствует перераспределению национального дохода в пользу государства и ухудшает отношение населения и представителей бизнеса к правительству.

В результате всех перераспределений общество, по мере увеличения темпов инфляции, в целом всё больше проигрывает: замедляется развитие предприятий, финансовых учреждений страны, нарушается не только экономический рост, но и накопление, распределение, потребление дохода. Инфляция оказывает негативное влияние на совокупность социально-экономических факторов страны, нарушая весь воспроизводственный цикл (таблица3).

Таблица 3 — Влияние инфляции на социально-экономические факторы

Таким образом, неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики, дезорганизует производство, которому наносит серьёзный экономический ущерб, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Потери несут банки и другие кредитующие учреждения, происходит отставание доходов от беспрерывного роста цен, обостряется экономическая и социальная напряжённость в обществе, затрудняется проведение экономической политики, поэтому задачу сдерживания инфляции недооценивать нельзя.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определённые меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие её развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика- это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путём регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Её целью является ослабление негативных социально – экономические следствия инфляции [4, с. 334-349].

Антиинфляционная стратегия – ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшению инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться путём разработки долговременной программы (рисунок 2).

Антиинфляционная тактика – готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.

Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно – кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствия гиперинфляции могут использоваться денежные реформы (рисунок 3).

Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.

2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В современной практике стран мира накоплен богатый опят использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам показаны на рис. 2. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования (рисунок 4).

С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использование денежной реформы (рисунок 3), в том числе в виде шоковой терапии, как более радикальный способ решения проблемы. Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предлагает небольшое, плавное снижение денежной массы и использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты как обязательные резервы, учётная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность Центрального банка на рынке валюты и т.д.

mirznanii.com

Антиинфляционная политика как один из ключевых элементов государственного регулирования

Инфляционные процессы сопутствуют российской экономике на протяжении последних двух с половиной. Эмиссия денег и контроль над денежным обращением является монополией государства, и их последствия должны были решаться путем государственного регулирования.

Антиинфляционная политика как элемент государственного регулирования представляет собой комплекс стабилизационных мер на уровне макроэкономики. Эти меры направлены на регулирование денежного обращения и достижение равновесия между товарным рынком, финансовым рынком и рынком труда.

Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим состоянием, неблагоприятным для экономического развития страны. 

Она обусловлена несогласованностью процесса производства, на который влияют различные факторы как в сфере производства и торговли, так и в сферах денежного обращения, кредита и финансов.

Основной причиной инфляции является диспропорция между различными областями экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностью в деньгах микроэкономических агентов. Также к причинам инфляции следует отнести экономическую политику государства, крупных корпораций и банков, так как эта политика стимулирует монетарные и немонетарные факторы инфляции.

Динамика агрегата М2 и рост инфляции

Инфляция представляется денежным феноменом, так как порождается избытком денежной массы в обращении под влиянием монетарных и немонетарных факторов и проявляется в обесценении денег. Есть прямая связь между темпом прироста денежной массы и темпом прироста инфляции.

Однако мировой и российский опыт свидетельствует, что эта связь может быть как определенной, так и неопределенной. Определенная связь возникает, если значительный рост денежной массы вызывает повышение цен в краткосрочном периоде. Это было характерно для России, особенно в 1990-х годах, когда в условиях глубокого экономического спада денежный агрегат М21 возрастал в несколько раз за год. Современная динамика роста денежной массы приведена в табл. 1 (см. на с. 6).

В результате относительного улучшения макроэкономических показателей и жесткой денежной политики Банка России связь между динамикой агрегата М2 и темпом инфляции стала неопределенной, как и в большинстве развитых стран, в современных условиях (см. табл. 2 на с. 6). 

Неопределенность этой связи проявляется в том, что рост М2 влияет на темп инфляции с временным лагом в основном в долгосрочном периоде.

Существует прямая и косвенная связь между ростом денежной массы в обращении и инфляцией. Косвенная связь, как правило, проявляется в виде временных лагов в долгосрочном интервале, а в краткосрочном периоде не подтверждается. Например, в США темп инфляции снижался в условиях увеличения объема денежного обращения в первой половине 1980-х годах.

Благодаря эмиссии денег Банком России, денежныйагрегат М2 возрос на 1% в 2009 году и 16,3% в 2010 году. Инфляция в оба эти года составила 8,8% и это обусловлено тем, что денежная эмиссия продолжала осуществляться преимущественно путем покупки Банком России экспортной валютной выручки под прирост золотовалютных резервов. Кроме того, сохраняется значительный масштаб использования долларов и евро во внутреннем денежном обращении, несмотря на тенденцию к снижению привлекательности американской валюты в силу ее обесценения.

Слияние банков, как прибыльных компаний, с промышленностью, кредитная деятельность государства – это стимулирует кредитование, снижая возможности кредитно-денежной политики в сдерживании развития инфляционного процесса [12].

Таблица 1

Современная динамика роста денежной массы

 

 

Таблица 2

Динамика агрегата М2
и темп роста инфляции

 

 

 

Влияние госдолга на экономику и антиинфляционная политика

Дисбаланс доходов и расходов бюджета, как правило, сопровождается монетизацией его как при дефиците, так и при профиците. В мировой практике наиболее типично бюджетное неравновесие в форме дефицита, особенно при проведении политики дефицитного финансирования. Джон Мейнард Кейнс первым предложил правительству сознательно планировать бюджетный дефицит как часть своей антиинфляционной политики в целях выхода из кризисной ситуации [5].

Влияние внутреннего государственного долга на инфляционный процесс зависит от сферы и методов размещения ценных бумаг. Отрицательное влияние госдолга на экономику и инфляции усиливается при непроизводительном использовании заимствованных средств и монетизации долга при наступлении срока его погашения. Это порождает государственные финансовые пирамиды [1] и является примером неудачной антиинфляционной политики. В долговой политике государства инфляционная составляющая снижается по мере уменьшения заимствований средств на внутреннем и особенно на мировом финансовом рынке, потому что обслуживание и погашение внутренних займов увеличивают бремя на государственный бюджет. Стратегия увеличения внутренних займов может повлиять на повышение темпа инфляции, особенно в случае их неэффективного использования.

Немаловажным моментом антиинфляционной политики является обеспечение эффективного функционирования финансового рынка. Основными показателями состояния национального финансового рынка являются: степень насыщенности ликвидными средствами, способность обеспечить значительный объем операций, открытость, конкурентоспособность, развитие операций с производными финансовыми инструментами, инфраструктура, дериватизация и секьюритизация активов.

Неэффективное функционирование финансового рынка значительно влияет на инфляционный процесс, это связано с формированием финансового рынка в отрыве от процесса воспроизводства при переходе России к рыночной экономике.

На рост цен также повлияло недоверие к национальной валюте и инфляционные ожидания.

Вследствие неопределенности этих ожиданий, разные прогнозы инфляционного роста цен формируются на уровне правительства, участников рыночной экономики, населения. На инфляционные ожидания влияют все виды ожиданий, как в сфере макроэкономики, так и микроэкономики, финансов, банков, финансового рынка, включая его кредитный, фондовый, валютный, страховой сегменты. Особое влияние на усиление инфляционных ожиданий оказывает недоверие к национальным деньгам.

Недоверие к обесценивающемуся рублю

Антиинфляционная, в том числе кредитно-денежная, политика в условиях формирования ожиданий оказывает и позитивное и негативное влияние на инфляционный процесс. Ее позитивное влияние зависит от эффективности и обоснованности политики, направленной на сдерживание инфляции.

Негативные последствия политики связаны, во-первых, с ее ошибками, некомпетентностью, недостаточной научной обоснованностью, во-вторых, с ее направленностью на использование инфляции для стимулирования экономической конъюнктуры. Небольшая инфляция может стимулировать экономический рост, но может становиться тормозом по мере усиления ее темпа.

В России значительное влияние такого субъективного фактора, как инфляционные ожидания, обусловлено недоверием общества к властным структурам, банкам, финансовому рынку, к рублю.

Питательной почвой этого недоверия стал шоковый переход к рыночной экономике. Недоверие к обесценивающемуся рублю вызвало уход от него к иностранным валютам, что способствовало долларизации экономики. Объектом недоверия является ошибочная и неэффективная экономическая политика.

В этой связи в России труднодостижимы рациональные инфляционные ожидания, основанные на предвидении, в том числе регрессивные, опирающиеся на предположении возврата к целевому ориентиру после его фактического превышения. По официальным данным, в 2006 году впервые достигнут скорректированный прогноз инфляции на уровне 9%. Неизменные ожидания сохранения стабильного темпа инфляции в современной России отсутствуют. В этой связи преобладают инерционные инфляционные ожидания, возрастающие под влиянием иногда неоднократного повышения цен и тарифов, особенно естественных монополий.

Важные факторы российской инфляции

Долгосрочная программа государственного регулирования по снижению темпа инфляции в России должна базироваться на методах не только государственного, но и рыночного регулирования и принципе частного и государственного партнерства в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.

В настоящий момент (по состоянию на май 2011 года) основные риски роста инфляции в России, по мнению представителей Банка России, лежат в области монетарных факторов. Инфляция представляется последствием монетарного давления. 

Непродовольственные цены и цены на услуги, то есть базовая инфляция без учета продовольствия, ускорились в марте и в апреле 2011 года, они ближе всего стоят к монетарным факторам.

Именно поэтому этот вызов требует мер монетарного реагирования инструментами процентной политики.

За этим стоит, безусловно, и давление со стороны текущего счета платежного баланса, который, в свою очередь, провоцируется высокими нефтяными ценами.

При этом бюджет в последнее время меньше давит на инфляцию, и объем ликвидности в банковской системе становится меньше, что делает инструменты процентной политики более действенными. Также Банк России, возможно, вновь расширит границы валютного коридора.

Российской инфляции за период ее истории были присущи все существующие факторы, воздействовавшие на нее в большей или меньшей степени в зависимости от складывавшихся макроэкономических условий. Самые важные, оказывающие влияние в настоящий момент это: дисбаланс государственных расходов и доходов, инфляционные инвестиции, несовершенная конкуренция, импортируемая инфляция и инфляционные ожидания.

1. Аникин А. В. История финансовых потрясений: от Джона Ло до Сергея Кириенко. – М. Олимп-бизнес, 2000.
2. Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
3. Вавилов В. Я. Государственный кредит, долг и долговые активы в современной экономике. – М.: Финакадемия, 2007.
4. Жуков П. Е. Монетаризм и денежно-кредитная политика. – Финансы, 2004, № 10.
5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег, 1936.
6. Красавина Л. Н. Регулирование инфляции как фактор социальной стабилизации общества // Финансовые механизмы обеспечения социальной стабильности общественного развития в 20 веке. – М.: Институт экономики РАН, 2003.
7. Малкина М. Ю. Инфляция и управление инфляционным процессом в российской и зарубежной экономике. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2006.
8. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: Прогресс, 1995.
9. Gali J. and Monacelli T. Optimal Monetary and fiscal Policy in a Currency Union. NBER Working Paper № 11815, Dec. 2005.
10. Mankiw G., Reis R. and Wolfers J. Disagreement about Inflation Expectations. – NBER Working Paper № 9796, 2003.
11. Mishkin F. Schmidt-Hebel K. Does Inflation Targeting Make a Difference? – NBER working Paper № 12876, 2007.
12. Protocol of the Statute of the European System of central Banks and of the European central Bank // The monetary policy of the ECB. European Central Bank, 2001.
13. http://www.gks.ru

creativeconomy.ru

Отставить комментарий

Обязательные для заполнения поля отмечены*