Система антиинфляционных мер – —

Содержание

Государственная система антиинфляционных мер. Антиинфляционная политика в условиях реформирования централизованной экономики. Инфляция

Похожие главы из других работ:

Анализ антиинфляционной политики Республики Казахстан на современном этапе

1.2 Антиинфляционная политика как фактор стабилизации национальной экономики

Основными методами стабилизации денежного обращения является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции…

Антиинфляционная политика государства в России

3.1 Антиинфляционная политика центрального банка и правительства России в условиях кризиса

В финансовом секторе экономики России, в условиях глобального финансового кризиса произошли негативные изменения в проводимой Центральным банком РФ и Правительством РФ политике. К примеру…

Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине

2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение…

Безработица и инфляция

2.4 Государственная антиинфляционная политика

Приостановить или предотвратить развитие инфляции можно сочетая использование различных инструментов. Формы борьбы с инфляцией: кредитно-денежная политика; бюджетно-налоговая политика; общественные работы; денежная реформа…

Безработица как форма проявления экономической нестабильности

3. Особенности безработицы в Республике Беларусь в условиях реформирования экономики

Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко…

Инфляция в Республике Казахстан

econ.bobrodobro.ru

Антиинфляционные меры в России

В практической экономической деятельности хозяйствующим субъектам важно не только правильно и всесторонне измерить инфляцию, но и верно оценить последствия этого явления и адаптироваться к ним. В этом процессе в первую очередь имеют особое значение структурные изменения динамики цен.

Специфика ситуации

При «сбалансированной» инфляции цены на продукцию повышаются, сохраняя между собой прежнее соотношение. В данном случае значение имеет соответствие ситуации на рынках товаров и труда. При сбалансированности уровень доходов населения не понижается, несмотря на то, что ценность накопленных ранее сбережений теряется. При неравном соотношении происходит перераспределение прибыли, имеют место структурные изменения в сфере производства услуг и товаров. Это обуславливается несбалансированностью колебаний цен. Особенно быстро повышается стоимость повседневных товаров неэластичного спроса. Это, в свою очередь, порождает снижение качества жизни и усиление социальной напряженности.

Выход из положения

Негативные последствия несбалансированности ситуации с ценами требуют от руководящих аппаратов различных стран проводить координирующую политику. При этом аналитики пытаются выяснить, что лучше: адаптироваться к существующей ситуации или разработать программы по ее ликвидации. В разных странах этот вопрос разрешается по-разному. При анализе ситуации учитывается целый комплекс специфических факторов. К примеру, в Англии и Америке на правительственном уровне приоритет отдается разработке ликвидационных программ. При этом в других государствах ставится задача по созданию комплекса адаптационных мероприятий.

Кейнсианский подход

Анализируя меры антиинфляционной экономической политики, можно выделить два подхода к решению проблемы. Один из них разрабатывается современными кейнсианцами, а второй — последователями неоклассической школы. В рамках первого подхода антиинфляционные меры государства сводятся к маневрированию налогами и расходами. Этим обеспечивается влияние на платежеспособный спрос. За счет этого, несомненно, приостанавливается инфляция. Антиинфляционные меры такого характера, однако, также негативно влияют на производство, сокращая его. Это может привести к застою, а в ряде случаев к кризисным явлениям, в том числе к повышению уровня безработицы. Расширение спроса в фазе спада достигается также проведением бюджетной политики. Для его стимулирования снижаются налоговые ставки, внедряются программы капиталовложений и прочих расходов. В первую очередь низкие тарифы устанавливаются для тех, кто получает невысокие и средние доходы. Считается, что так можно расширить потребительский спрос на услуги и товары. Однако, как показывает практика, такие антиинфляционные меры могут только ухудшить ситуацию. Кроме того, возможности маневрирования расходами и налогами значительно ограничены дефицитом бюджетов.

Неоклассическая теория

В соответствии с ней, на первый план выдвигается финансово-кредитное регулирование. Оно гибко и косвенно влияет на сложившуюся ситуацию. Считается, что на антиинфляционные меры правительства должны быть направлены на ограничение платежеспособного спроса. Приверженцы теории обуславливают это тем, что стимулирование роста и поддержание занятости искусственным образом посредством понижения естественного показателя безработицы приводит к потере контроля над ситуацией. Такую программу проводит сегодня ЦБ. Формально он не находится под правительственным контролем. Банк оказывает влияние на рынок посредством изменения в обращении количества денег и ставок процентов по ссудам.

Адаптационные программы

В рамках современного рыночного режима невозможно ликвидировать все инфляционные факторы (монополии, дефицит бюджета, диспропорции в хозяйстве, ожидания предпринимателей и населения и так далее). Именно поэтому многие страны вместо попыток устранить ситуацию совсем пытаются умерить кризисные явления, не допустить расширения их масштабов. Сегодня наиболее целесообразно сочетать краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные государственные меры. Рассмотрим их подробнее.

Долговременная программа

Эта система антиинфляционных мер включает в себя:

  1. Ослабление влияния внешних факторов. В данном случае задача заключается в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов зарубежного капитала. Они проявляются в виде краткосрочных займов и кредитов страны для погашения бюджетного дефицита.
  2. Установление жестких лимитов по ежегодному приросту денежной массы.
  3. Сокращение бюджетного дефицита, поскольку его финансирование путем обеспечения займов ЦБ приводит к инфляции. Данная задача реализуется снижением расходов и повышением налогов.
  4. Погашение ожиданий населения, нагнетающих текущий спрос. Для этого должны быть разработаны четкие меры антиинфляционной политики, для завоевания доверия граждан. Руководство страны должно содействовать эффективной работе рынка. Это, в свою очередь, положительно повлияет на потребительскую психологию. В данном случае к антиинфляционным мерам относятся либерализация цен, стимулирование производства, борьба с монополизацией и так далее.

Краткосрочная программа

Она направлена на временное замедление инфляции. В этом случае требуемое расширение совокупного предложения без повышения суммарного спроса достигается путем предоставления определенных льгот предприятиям, занимающимся выпуском побочных услуг и товаров дополнительно к основному производству. Часть собственности может быть приватизировано государством, что обеспечит дополнительные вливания в бюджет. Это значительно облегчает решение проблем дефицита. Кроме того, краткосрочная государственная система антиинфляционных мер снижает спрос за счет реализации большого объема акций новых компаний. Росту предложения содействует импорт потребительской продукции. Определенное влияние оказывает повышение процентных тарифов по ставкам. Оно повышает норму сбережений.

Антиинфляционные меры в России

В течение нескольких лет ЦБ совместно с Минфином проводил сдерживающую программу. Она состояла в рублевых заимствованиях и последующем последовательном понижении ликвидности доллара на внутреннем рынке. Как показала практика, такая система антиинфляционных мер не смогла обеспечить ценовую стабильность. Более того, их внедрение крайне опасно для страны. Инвестирование в реальное производство стало крайне неразумным выходом из ситуации. Однако деньги, которые были вытеснены с предприятий, нашли другое направление. Так, отмечался значительный рост стоимости недвижимости, увеличение объемов реализации предметов роскоши и прочих расходов. Вместе с этим прибыльность «горячего» капитала, неоднократно объявлявшаяся ЦБ, существенно изменила мотивации инвесторов. Иностранную валюту стало очень выгодно конвертировать в рубли. Стала усиленно развиваться сфера финансового посредничества. Сегодня в этом секторе наблюдаются максимальные зарплаты, которые не сопровождаются товарным наполнением. Одновременно усилилась зависимость финансовых компаний от внешних источников. Функция национальной валюты при этом стала сводиться только к обслуживанию товарообмена между импортерами и операций на фондовых рынках. Хотя рубль должен был обеспечить расчетные взаимоотношения отечественных подрядчиков и заказчиков. Национальная валюта, таким образом, стала практически невостребованной в российской экономике и подверженной инфляции.

Перспективные направления

Эффективную борьбу со сложившейся ситуацией многие эксперты видят в стимулировании роста экономики. Этот путь предполагает использование естественных, а потому надежных инструментов регулирования. Когда дополнительные средства становятся востребованы на внутреннем рынке, предприниматель всегда найдет возможность взять деньги в банке собственной страны либо за рубежом. При этом экспортер будет добровольно конвертировать полученную прибыль в национальную валюту. Если же денег в экономике будет с избытком, они будут направлены в банковские вклады или зарубежные инвестиции. Задача эмиссионного центра должна состоять в удержании процентных ставок на заданном уровне для предотвращения больших амплитуд колебания на кредитном рынке. Однако аналитики отмечают, что такая ситуация в России возможна тогда, когда ЦБ станет «нетто-кредитором» для коммерческих банков. В этом случае ему удастся диктовать ценовые условия, а не находиться в зависимости от рынка. Заимствования самого ЦБ также будут необходимы. Однако они должны быть направлены на изъятие временной избыточной ликвидности. Нетто-кредитование будет, таким образом, гарантировать доходность операций на открытых рынках. Это, в свою очередь, обеспечит необходимый антиинфляционный эффект.

Госзаймы

Они искусственным образом завышают ставки и негативно влияют на финансирование реального экономического сектора. Вместе с этим госзаймы требуют процентных отчислений в пользу инвесторов. В результате они формируют двойной кризисный эффект. В первую очередь, займы замедляют рост предложения, во вторую — повышают платежеспособный спрос. При полном прекращении заимствования будут освобожден ресурсы для усиления товарного производства.

Налоги

Развитие отечественного бизнеса существенно затрудняется излишним вмешательством власти в его деятельность, отчетностью и многочисленными проверками. По мнению экспертов, наибольшие проблемы создаются системой налогообложения. Ряд авторов предлагает освободить от всех сборов, кроме тех, которые мотивированны госуслугами, средний и малый бизнес. При таком послаблении значительных потерь бюджета не будет, однако это позволит частично отменить нерыночный принцип взаимодействия власти и предпринимателей. Такие антиинфляционные меры позволят бизнесу выполнять возложенную на него социальную задачу, которая состоит в пополнении прилавков продукцией и обеспечении граждан работой и зарплатой. При освобождении от налогов бизнес будет выеден из тени. Эти антиинфляционные меры послужат мощным стимулом для развития производственной сферы.

Дополнительно

Кроме описанных выше, эксперты предлагают использовать и другие антиинфляционные меры. Они должны быть такими, чтобы получение эффекта от них не требовало продолжительной подготовки. Среди них, в частности, аналитики предлагают ввести приближенные к запретительным пошлины в отношении экспорта энергоносителей. Это сможет обеспечить сырьевую безопасность страны в долгосрочном периоде, пополнить внутренние рынки топливом, усилить конкуренцию. Это, в свою очередь, должно привести к снижению цен.

Заключение

Сегодня инфляция считается одним из самых опасных и весьма болезненных процессов. Она негативно влияет на финансовый и хозяйственный сектор. Инфляция — это не только снижение уровня покупательной способности средств. Она разрушает механизмы хозяйственного регулирования, сводит к нулю все усилия, приложенные в процессе проведения структурных преобразований, приводит к несбалансированности рынков. Характер проявления инфляции может быть различным. Процессы не могут рассматриваться только в качестве прямого результата тех или иных действий руководства страны. Инфляция вызвана глубинными искажениями в системе хозяйствования. Из этого следует, что все ее течение носит не случайный, а достаточно устойчивый характер. В этой связи разработка антиинфляционных мер становится сегодня главной задачей правительства.

Как выше было сказано, программы выхода из кризиса предполагают долгосрочные стратегии. Однако они становятся эффективными только в том случае, когда оперативно погашается инфляционное ожидание общества. Для решения этой проблемы необходимо разработать программы укрепления рыночных механизмов и доверия большинства граждан. В качестве обязательной меры сдерживания инфляции, несомненно, должно выступать сокращение дефицита бюджета. При этом следует помнить о том, что все программы будут эффективны только в том случае, если одновременно будет развиваться и стимулироваться производственный сектор. Уменьшение денежного спроса может достигаться посредством усиления товарного рынка, возможностью инвестировать в акции, организацией разумной приватизации. В результате будут формироваться условия для поддержания максимально низких инфляционных темпов. Они не смогут оказывать существенного влияния на рыночный механизм и мешать нормальному развитию страны.

fb.ru

Государственная система антиинфляционных мер — Карта знаний

  • Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путём радикальных мер или адаптироваться к ней.

    Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а её уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. К косвенным методам относятся: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса

    Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики. Де́нежно-креди́тная (монета́рная или кредитно-денежная) поли́тика (англ. monetary policy) — это макроэкономическая политика денежных властей, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка (краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность и содействие… Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Экономическое вмешательство — меры, принимаемые правительством в рыночной экономике и рыночной многоукладной экономике для контроля над предпринимательством, устранению мошенничества и кризисной ситуации. Может быть использовано для выполнения каких-либо политических и экономических задач, таких как содействие экономическому росту, увеличению занятости, повышение заработной платы, повышение или снижения цен, поощрение равенства, управление денежной массой и процентными ставками, увеличением прибыли… Кривая Лаффера (англ. Laffer curve) — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна. «Неприятная монетаристская арифметика» (англ. Unpleasant Monetarist Arithmetic) — «классическое» исследование американских экономистов Томаса Сарджента и Нейла Уоллеса о том, что жесткая денежно-кредитная политика при слабой налогово-бюджетной политике заканчивается инфляцией. Их исследование заложило основу нового направления макроэкономической теории о взаимодействии денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Фискальная теория уровня цен (англ. fiscal theory of the price level) — макроэкономическая теория, согласно которой высокий государственный долг и несбалансированный бюджет в долгосрочном периоде приводят к инфляции. Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент. Правило налогово-бюджетной политики (англ. fiscal policy rule) или бюджетное правило (англ. fiscal rule) — постоянное ограничение налогово-бюджетной политики, выраженное через количественные целевые ориентиры или лимиты фискальных индикаторов, характеризующих состояние государственных финансов: дефицита государственного бюджета, государственного долга, новых заимствований, бюджетных расходов и бюджетных доходов. Либерализация — процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны — в первую очередь в политической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни. Бюдже́тное пра́вило — финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели. Бюджетные правила в основном направлены на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета, особенно в благоприятные для экономики времена, для обеспечения финансовой ответственности и устойчивости государственного долга. Монетизация экономики — характеристика системы национальной экономики, которая отражает её насыщенность ликвидными активами. Уровень монетизации определяется развитием финансовой системы и экономики в целом. Также монетизация экономики определяет свободу движения капитала. Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Политика жёсткой экономии (также политика экономии, политика строгой экономии) — одна из разновидностей бюджетной политики государственного аппарата страны, переживающей тяжёлое в финансово-экономическом отношении время (кризис, рецессия, депрессия). Подобный курс, как правило, является ответом на ряд негативных явлений в экономике, вызванных кризисом перепроизводства (например, политика жёсткой экономии в Румынии 1980-х годов), а также кризисом перекредитования, дефицитов бюджета и/или операций… Налог Тобина (англ. Tobin tax) — налог на спот-операции с иностранной валютой, предложенный нобелевским лауреатом Джеймсом Тобиным в 1978 году как средство для контроля за миграцией капитала, «снижения избыточной эффективности» на валютных рынках и уменьшения колебаний на рынке ценных бумаг. Макропруденциальная политика (англ. macroprudential policy) — комплекс упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора в целом либо в его отдельных секторах, в случае реализации которого значительное число участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора. Валютное замещение (англ. currency substitution) — замещение иностранными валютами национальных денег в качестве средства обращения и сбережения без приобретения иностранными валютами статуса законного платёжного средства. По экономическому смыслу валютное замещение является синонимом одной из форм долларизации, которое описывает аналогичное явление — неофициальной (фактической, частичной, теневой) долларизации. Количественное смягчение (англ. Quantitative easing, QE) — монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик, когда традиционные монетарные политики в связи с рядом факторов являются неэффективными или недостаточно эффективными. При количественном смягчении центральный банк покупает или берёт в обеспечение финансовые активы для впрыска определённого количества денег в экономику, тогда как при традиционной монетарной политике ЦБ покупает или продаёт государственные… Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Подробнее: Причины возникновения европейского долгового кризиса

Инвестиционная стабильность — способности инвестиционной среды экономики обеспечивать необходимые свойства для поддержания связей между субъектом и объектом инвестиций достаточных пределах для достижения целей инвестирования, а также противодействовать дестабилизирующим факторам и адаптироваться к новым условиям.. Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом… Маастрихтские критерии (критерии конвергенции) — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное функционирование экономического и валютного союза. Данные критерии были введены Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором) 1992 г., провозгласившим программу строительства Экономического и валютного союза… Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать… Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем распространившийся практически на всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников. Валютные ограничения (англ. Currency restrictions) — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов. «Непомерная привилегия» (англ. exorbitant privilege) — исключительные экономические преимущества, которые получает страна-эмитент резервной валюты в глобальной экономике. Инфляционное таргетирование (таргетирование инфляции, англ. Inflation targeting) — режим денежно-кредитной политики,конечная цель которого — ценовая стабильность. Центральный банк посредством процентной политики предпринимает меры по ее обеспечению и несет публичную ответственность за результаты своей политики. Интернационализация валюты — процесс выхода валюты за национальные границы путем принятия на себя денежных функций (средство платежа, накопления и универсальной меры стоимости) в международных экономических отношениях. Национальная валюта начинает использоваться не только для международных оплат (средство платежа), но в ней начинают номинироваться контракты, тарифа (выступает мерой стоимости). При этом полностью сохраняются денежные функции внутри страны. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — «длинный», «большой», οἶκος — «дом» и Nόμος — «закон») — раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег» (англ. The General… Пассивный торговый баланс (с точки зрения макроэкономики) — это отрицательная разница между объемом экспорта и объемом импорта в стоимостном выражении . Отрицательное сальдо или пассивный баланс внешней торговли, как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на национальную экономику, выраженное в том, что ослабляется поддержка отечественного производителя, приводящая к недостаточной конкурентоспособности экспортных отраслей страны , уменьшаются золотовалютные резервы (ЗВР) страны. Попытки поддержать… Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории. Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Бреттон-Вудская конференция (США), в которой участвовали 44 государства, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых… Мировой рынок капитала — сложный экономический механизм, система рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение финансовых средств (ресурсов) между странами и регионами. Вывоз капитала представляет собой одностороннее движение капитала за рубеж в форме инвестиционных товаров или денег с задачей получения прибыли или процентов. Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие… Эквивалентность Рикардо-Барро (англ. Ricardo–Barro equivalence), называемая также рикардианской эквивалентностью или теоремой эквивалентности Рикардо-Барро — экономическая гипотеза, согласно которой экономические агенты придерживаются предусмотрительного поведения и при принятии решений о текущем потреблении учитывают будущее бюджетное ограничение правительства. Государственная экономика — все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти. Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) . Финансовая политика — одна из частей экономической политики. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль… Доллариза́ция эконо́мики — феномен международного денежного рынка, при котором иностранная валюта (чаще всего это доллар США) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей её экономики, вплоть до полного вытеснения национальной валюты. Валютная интервенция (англ. foreign exchange market intervention, currency intervention) — операция, которую проводят денежные власти (центральный банк или министерство финансов) для воздействия на внешнюю стоимость национальной валюты, то есть её валютный курс. Финансы организации (или корпоративные финансы) — экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации и касающиеся формирования, распределения и использования её денежных потоков. Налоговое планирование — это целенаправленные законные действия налогоплательщика направленные на уменьшение его расходов на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Валютная политика — совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и валютных отношений, осуществляемых государствами, центральными банками и международными финансовыми органами. Социальный кредит (англ. Social Credit, Socred) — экономическая идеология и социальное направление, которое утверждал в XX веке, накануне и во время I мировой войны британский инженер и экономист Клиффорд Дуглас. Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Платёжная систе́ма — совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, обеспечивающих перевод стоимости от одного субъекта экономики другому. Платёжные системы являются одной из ключевых частей современных монетарных систем. Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo «связываю, соединяю») — создавшееся положение, обстановка в какой-либо области либо ситуации общественной жизни.

kartaslov.ru

Государственная система антиинфляционных мер — Мегаобучалка

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.

Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.

В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

Политика доходов — одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 — 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп—вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.



Другая политика — контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967—1971 гг., США— 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.

Следующий вариант — государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант — минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита.

К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют.

В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

Естественный уровень безработицы—тот,при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.

Для сдерживания инфляции практически во всехстранах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.

Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и

недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.[9]

Заключение

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции — в различных его проявлениях — носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России идругих странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Экономика: под ред. А.С.Булатова. М.: Бек. 2002.

2. Причины возникновения инфляции и методы её регулирования: под ред. В.Д.Андрианова. М.: изд-во Экономика , 2010

3. Экономика и бизнес: под ред. В.Д. Камаева. М.: изд-во МГТУ, 2012

4. Экономическая теория: под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2007

5. Курс экономической теории: под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров.: АСА, 2010

6. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Инфра-М, 2001.

 

 

[1] Экономика: под ред. А.С.Булатова. М.: Бек. 2002. Гл.22, С.-278.

[2] Причины возникновения инфляции и методы ее регулирования: под ред. В.Д.Андрианова. М.: изд-во Экономика, 2010. С.-175.

[3] Экономика и бизнес: под ред. В.Д. Камаева М.: изд-во МГТУ, 2012, Гл.17, С.-421.

[4] Экономическая теория: под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2007, Гл. 26, С.-545.

[5] Курс экономической теории: под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров.: АСА,2010. Гл.18, С.-430.

[6]Маконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Инфра-М, 2001. С.-271.

 

[7] Экономика: под ред. А.С. Булатова. М.: Бек. 2002. Гл. 22, С.-282.

[8] Экономика и бизнес: под ред. В.Д. Камаева. М.: изд-во МГТУ, 2012, Гл. 17,С.-429.

 

 

[9] Экономическая теория: под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2007, Гл.26, С.-555.

megaobuchalka.ru

Система антиинфляционных мер правительства в период экономического кризиса.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11Следующая ⇒

 

Поскольку очевидно, что в современной рыночной экономике инфляция неизбежна, то целью проведения антиинфляционной политики государства является снижение темпов инфляции до приемлемых размеров, управление инфляционными процессами во избежание негативных последствий и скатывания к гиперинфляции.

Поскольку основная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпов роста количества денег в обращении. В свою очередь это приводит к сокращению объемов выпуска продукции и падению уровня занятости. Поэтому правительство старается найти пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками. Методами, применяемыми государством, являются:

1) шоковая терапия — резкое сокращение темпа роста денежной массы. При ее проведении инфляционные ожидания снижаются, т.е. возрастает доверие к сильному и целеустремленному правительству. Снижение инфляционных ожиданий понижает и темпы инфляции. Для осуществления такой политики проводят денежные реформы в виде деноминации (укрупнения денежной единицы страны), нулификации (полной отмены старых денег), девальвации (снижения курса валюты страны).

В соответствии с рецептами монетаристов производится таргетирование — регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Проводится ограничение денежной эмиссии (выпуска денег в обращение), кредитной экспансии и сокращение бюджетного дефицита. Шоковая терапия сильно влияет на уровень занятости и объемы выпуска продукции — они снижаются. Обычно происходит падение темпов роста ВВП и даже его сокращение;

2) градуирование — постепенное уменьшение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой им политике и боязни роста социального недовольства. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. При градуировании не происходит столь глубокого спада, как при шоковой терапии, но и темпы инфляции снижаются незначительно.

Еще одним направлением антиинфляционной экономической политики является политика регулирования цен и доходов, направленная на то, чтобы увязать рост доходов населения с ростом цен.

Этому служит индексация доходов в соответствии с темпами инфляции, а также сокращение роста заработной платы и цен путем их замораживания или ограничения на определенный период времени. Однако проведение такой политики чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Индексация доходов также ведет к повышению инфляции. В частности, увеличение заработной платы трудящихся под влиянием профсоюзов носит название «профсоюзная инфляция», так как с повышением заработной платы возрастает и себестоимость продукции. Чтобы избежать снижения прибыли, предприниматели поднимают цены. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономического характера.

Таким образом, основными мерами предотвращения инфляции являются меры по стабилизации государственных расходов и оптимизации налоговой системы, обеспечению равенства денежной массы и темпов роста национального дохода, исключению импортирования инфляции

 

18.Рынок труда — это рынок ресурсов труда; рынок, на котором вследствие взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена на трудовые услуги; это система институтов, механизмов и норм, нацеленная на оптимальное воспроизводство трудовых ресурсов.

Рынок труда состоит из двух компонентов:

рыночный спрос на трудовые услуги (сумма объемов спроса на ресурсы труда всего народного хозяйства страны при любой цене на эти ресурсы).

рынок предложения трудовых услуг.( сумма объемов предложения ресурсов труда всей численности работников в стране при каждой возможной цене на них.)

Главными факторами рыночного спроса на ресурсы труда являются:

а) уровень цен на ресурсы труда;

б) спрос на товары и услуги, созданные при посредстве ресурсов труда;

в) цены и объемы предлагаемых ресурсов труда, которые могут стать заменителями трудовых услуг;

г) технологические изменения, оказывающие влияние на предельный продукт труда и др.

Главными факторами, влияющими на предложение трудовых услуг, выступают:

а) количество и желание работников продавать свои трудовые услуги предпринимателям;

б) естественный прирост и миграция трудоспособного населения;

в) альтернативная стоимость трудовых услуг;

Рынок труда обладает своей спецификой. Во-первых, в отличие от всех других рынков рынок труда выступает важнейшим видом жизнедеятельности людей. Исходя из этого цена труда — это цена нормального процесса воспроизводства работника и его иждивенцев, их благополучия. Во-вторых, рынок труда является наиболее несовершенным рынком, поскольку, например, полная занятость предполагает наличие безработицы, возникающей вследствие превышения предложения труда над спросом на труд. В-третьих, функционирование рынка труда определяется местом и ролью труда в экономике и в развитии человеческого общества в целом. Различают две функции рынка труда:

а) экономическую;

б) социальную.

Сущность экономической функции рынка труда заключается в обеспечении нормального процесса производства, распределения, перераспределения. Социальная функция рынка труда сводится к обеспечению оптимального уровня жизни работников и их семей.

КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДАисходит из того, что полная занятость есть норма рыночной экономики и поэтому государство не должно вмешиваться в проблемы рынка труда. Сторонники данного подхода (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др.) полагают, что общее перепроизводство невозможно, потому что предложение порождает спрос. В качестве регулятора рынка труда могут успешно использоваться цена и заработная плата, которые, инициируя сокращение расходов, предотвратят уменьшение реального объема выпуска, занятости и доходов. Приверженцы этой концепции считают, что конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу, а изменения процентной ставки, эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную занятость трудоспособного населения в народном хозяйстве. Согласно взглядам классиков, государственное вмешательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА. В соответствии с неоклассической концепцией рынок труда действует на основе ценового равновесия, а главным регулятором рынка труда выступает цена рабочей силы. Сторонники этой концепции (Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) утверждают, что безработица является добровольной, а причину безработицы усматривают в отказе работников трудиться за меньшую заработную плату. Приверженцы этого похода считают, что спрос и предложение ресурсов труда обеспечиваются посредством регулирования цены труда, позволяющего достигать равновесного состояния спроса и предложения, что цена труда гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Неоклассики отрицательно относятся к установлению государством минимальной заработной платы, к профсоюзам, они трактуют это как «несовершенство» рынка.

КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА исходит из того, что решение проблем рынка труда нужно искать не на стороне предложения, а на стороне эффективного спроса. По Кейнсу, уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который, в свою очередь, складывается из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций. Согласно концепции рынка труда Кейнса, суть государственного регулирования заключается в том, чтобы переместить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7 % общей численности рабочей силы). Решающим фактором увеличения занятости, по Кейнсу, является повышение нормы накопления. Следовательно, государство выступает основным стимулятором роста занятости населения. Кейнсианская концепция рынка труда утверждает, что рынок труда находится в состоянии перманентного неравновесия, поэтому, согласно этому подходу, не существует механизма, который бы обеспечивал полную занятость. Полная занятость является случайной, но не закономерной.

МОНЕТАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА. Эта концепция отрицает государственное вмешательство в экономику, т к оно нарушает экономическое развитие. Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления равновесия на рынке труда монетаристы предлагают использовать учетную ставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка. Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, Д. Майзелман, К. Бруннер и др. Они выступают против установления государством минимальной заработной платы. Монетаристы считают, что в любой момент существует определенный уровень безработицы (имеет свойство совместимости с равновесием уровня реальной заработной платы), который они именуют «естественной нормой безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда — это проблемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы.

19.Классическая теория занятости,

(А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются на существование какого-то количества безработных. Экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Кейнсианская теория занятости.Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна. В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

затратами на создание ВНП и его объемом;

сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые размеры, возникает инфляция.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.




infopedia.su

ГЛАВА 4.  ИНФЛЯЦИЯ. СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР — Студопедия.Нет

Инфляция: определение, формы проявления, причины измерение

 

Инфляция (от лат, инфлатио – вздутие, разбухание) – это обесценение денег, падение их покупательной способности, проявляющееся в устойчивом росте общего уровня цен.

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение. Обесценение денег ведет к росту товарных цен.

Инфляция нее может быть сведена только к денежному фактору.

По современному определению, инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Отдельные стороны инфляции описывают понятия дезинфляция, дефляция, стагфляция.

Дезинфляция – это замедление темпов инфляции.

Дефляция — это долговременное снижение общего уровня цен.

Стагфляция – высокая инфляция при медленном или нулевом росте реального объема производства.

Современные инфляционные процессы имеют некоторые особенности:

— если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер;

— современная инфляция является не эпизодической, а непрерывной, хронической. Цены растут на всех фазах экономического цикла, не снижаясь даже в периоды экономического роста;

— инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Это зависит от специфики национальной экономики, а также от степени государственного вмешательства в экономику;

— изменился характер инфляции: в настоящее время преобладает не ползучая, а галопирующая инфляция.

 

Причины инфляции многообразны. Выделяют внутренние и внешние факторы возникновения инфляции.

Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. К ним относятся следующие факторы:

— превышение государственных расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, покрываемый за счет денежной эмиссии. Несоответствие между количеством денег в обращении и товарной массой ведет к росту цен;

— милитаризация экономики, вследствие которой увеличиваются бюджетные расходы. Военное производство поглощает материальные и трудовые ресурсы, которые изымаются из сферы производства потребительских товаров, одновременно возникает дополнительный платежеспособный спрос со стороны занятых в ВПК;

— расходы на социальные цели, не адекватные возможностям национальной экономики;

— наличие несовершенной конкуренции на рынке и монополизации рынка, создающая возможность для производителя сокращать предложение и повышать цены;

— инфляционные ожидания, обусловленные самоподдерживающим характером инфляции. Люди, ожидая роста цен, увеличивают спрос, стимулируя действительный рост цен;

— кредитная экспансия – расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хозяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег;

— чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, не дающие должного экономического эффекта;

— структурные нарушения в экономике – диспропорция между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства.

К внешним факторам возникновения инфляции относят:

— отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, а также рост внешнего государственного долга, что побуждает правительство тратить валютные резервы на их покрытие, способствуя инфляции;

— падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате растут цены на импортируемые товары на внутреннем рынке страны, а обмен иностранной валюты на национальную валюту требует дополнительной денежной эмиссии;

— интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах через цены импортируемых товаров оказывает влияние на динамику цен на внутреннем рынке. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;

— мировые экономические кризисы.

Инфляция измеряется посредством индекса розничных цен. Обычно для этой цели пользуются «потребительской корзиной», в которую «складываются» все товары и услуги, приобретаемые среднестатистическим жителем страны за определенный период, и суммируются цены на них.

Для того чтобы определить изменение цен за месяц, квартал, год или другой период, необходимо рассчитать цены на конец и начало этого периода. Разница между ними составляет инфляционный прирост цен.

Уровень инфляции рассчитывается по формуле:

индекс цен = стоимость рыночной корзины в данном периоде / стоимость аналогичной рыночной корзины в базовом периоде*100 %.

Темпы инфляции определяются следующим образом: из индекса цен текущего периода вычитается индекс цен прошлого (базового) периода, а разница делится на индекс цен прошлого (базового) периода.

 

где — общий уровень цен текущего года;

— общий уровень цен предыдущего года.

Так, если индекс цен в 2009 г. составил 112,2%, а в 2008 г. — 102%, то темп инфляции будет равен: (112,2 – 102/ 102) * 100% = 10%

Существует более упрощенный способ измерения темпов инфляции, который называется «правило величины 70». В соответствии с ним для определения количества лет, за которое средний уровень цен удвоится, необходимо число 70 разделить на темп инфляции. Например, если темп инфляции равен 10%, можно сказать, что через 7 лет (70:10) инфляция увеличится вдвое.

 

studopedia.net

Вопрос №49 Инфляция — многофакторный процесс. Антиинфляционные меры.

Инфляция — это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально- экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Итак, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке — это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. повлиял на общее повышение цен: общий уровень цен поднялся в 1973 году на 7%,а в 1979 году на 9%.

Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.

Среди перечисленных выше причин роста цен хотелось бы выделить действительно инфляционные.

Так, рост цен связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело — если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен.

2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций, осуществляемое подобным образом.

Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции.

Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “ гонки цен ”, а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая “ испортить ” свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4. Рост “ открытости ” экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность “ импортируемой ” инфляции.

Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие “ внешнего ” повышения цен на импортируемые товары.

5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране — это, так называемые, инфляционные ожидания.

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.

Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье , оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление — важнейшая задача антиинфляционной политики.

Помимо основных, существуют также альтернативные концепции инфляции.

К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции.

1) Инфляция спроса.

Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

2) Инфляция издержек.

Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

— олигополистическая практика ценообразования,

— экономическая политика государства,

— рост цен на сырье и т.д.

На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.

Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХв. полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдались. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х годов — и даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, во время войны. Однако в последние два — три десятилетия во многих странах она стала постоянной.

Типы инфляции

1. Ползущая инфляция.

Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

2. Галопирующая инфляция.

Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.

3. Гиперинфляция.

Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000% .

В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.

Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например, в Венгрии в 1945-1946 гг. – в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее.

Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.

Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции.

Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений.

Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста на различные товары.

Различают также ожидаемую и неожидаемую инфляцию.

В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны.

Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системы налогообложения.

Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен — явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Социально-экономические последствия инфляции

  1. перераспределение доходов и богатства;

  2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;

  3. скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

  4. ускоренная материализация денежных средств;

  5. нестабильность экономической информации;

  6. падение реального процента;

  7. обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Антиинфляционные меры государства

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику, среди которой можно выделить следующие меры:

  1. Адаптационная политика

  2. Политика доходов

  3. Контроль соотношения цен и окладов

  4. Государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы.

  5. Минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил

Адаптационная политика.

На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции.

В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль над индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ — это 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

Политика доходов — одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. Правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

Другая политика — контроль соотношения цен и окладов

Государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант — минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами.

К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

Естественный уровень безработицы — тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы.

Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы.

Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.

Два основных подхода антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт

( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. .

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

1. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

2. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

3. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Таким образом, из изложенного видно, что инфляция — это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира.

studfile.net

Отставить комментарий

Обязательные для заполнения поля отмечены*