К социальным относится потребность в самовыражении – К социальным потребностям относятся… Список, особенности и описание потребностей :: BusinessMan.ru

Содержание

К социальным потребностям относятся… Список, особенности и описание потребностей :: BusinessMan.ru

Люди постоянно испытывают нужду в определенных условиях жизни, материальных благах, обществе. Все это им необходимо для комфортного существования. Но из нашей статьи вы узнаете, что относится к социальным потребностям человека.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности – это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении – это важнейшие условия для нормального развития человека.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых – получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Чем ценна эта потребность?

Свободное самовыражение дает путевку в надежное будущее, в котором не будет места сомнениям и проблемам. Итак, зачем раскрывать заложенные природой таланты:

  • потребность самовыражения приносит моральное удовлетворение, радость, позитивные эмоции и положительный заряд энергии;
  • это прекрасная возможность для избавления от хронической усталости и негатива;
  • она расширяет границы самопознания, благодаря чему развиваются положительные черты характера;
  • поднимает самооценку, придает уверенности и сил для очередных начинаний и покорения новых вершин;
  • помогает найти единомышленников с общими интересами, что облегчает и делает взаимоотношение с другими людьми полноценными.

Потребность самовыражения играет важную роль в жизни индивида. Ведь если человеку не удается самореализоваться, он становится зажатым, закомплексованным, с низкой самооценкой.

Важно самовыражение и в профессии. Особенно если работа совпадает с хобби и приносит достойный доход. Это просто мечта любого человека.

Самовыражение в творчестве дает колоссальную зарядку позитивом. Занимайтесь любимым делом в свободное время, реализуйте свои таланты, получайте признание. Это могут быть танцы, написание песен, стихов, лепка, рисование, фотография, что угодно. Если вы обнаружили в себе талант художника, экспериментируйте, пробуйте свое мастерство в разных направлениях.

Самовыражаться можно также в эмоциях, внешности. Эта потребность позволяет найти свое место в жизни, свое предназначение, раскрыть и реализовать потаенные таланты и заложенный природой потенциал.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что относится к социальным потребностям, и разобрались в их значимости в период становления, развития и формирования личности.

businessman.ru

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении). Нет мотива

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

3) конкурировать;

4) лидировать;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Виды социальных потребностей

Виды социальных потребностей

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются входе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ-кта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.

Социальные потребности — это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

  • социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) — они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений;

  • социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

  • социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом;

  • потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

  • социальные потребности в развитии и саморазвитии, совер­шенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном мно­гообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей по трем признакам:

  • потребности «для других» — потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих — о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей;

  • потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на террито­рию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной — у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

  • на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

  • на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

  • на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

studfiles.net

Социальные потребности:

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

Потребности в самовыражении:

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Кроме теории Маслоу, в настоящее время находят применение содержательные теории мотивации МакКлелланда, Герцберга и др.

Научный и практический интерес представляет, на наш взгляд, классификация потребностей, разработанная С.Б. Кавериным (рис. 1.2)*.

* Каверин С.Б. Мотивация труда.— М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 1998.

Рис. 1.2. Классификация потребностей (по Каверину)

Анализ литературных источников /9, 11, 15, 17, 21/ позволил нам составить матрицу потребностей по 13 признакам (табл. 1.9).

Таблица 1.9

Матрица потребностей

Признак потребности

Характеристика признака

1

2

1. Место в иерархии

потребностей

1.1. Первичные (низшие)

1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие

жилища, сексуальные потребности)

1.1.2. Безопасность, защищенность

1.2. Высшие

1.2.1. Социальные (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании)

1.2.2. Духовные

1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2. Что влияет на

потребность

2.1. Национальность

2.2. История

2.5. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3. Историческое место

потребности

3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень

удовлетворения

потребности

4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень

сопряженности

потребности

5.1 Слабо сопряженная с другими потребностями

5.2. Сопряженная

5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.)

6. Масштаб

распространения

6.1. Географический: всеобщий, региональный

6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу

7. Частота

удовлетворения

7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8. Природа

возникновения

8.1. Основные

8.2. Вторичные

8.3. Косвенные

9. Применяемость

потребности

9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях

10. Комплексность

удовлетворения

10.1. Удовлетворяется одним товаром

10.2. Удовлетворяется несколькими товарами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами

11. Отношение

общества

11.1. Отрицательное

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности

от дохода и возраста

12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей)

12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей)

12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши)

13. Способ

удовлетворения

13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

В литературе понятие «потребность» рассматривается только относительно индивидуума. Считаем необходимым это понятие распространить и на технические, производственные, социально-экономические системы. Тогда для этих систем следует определять потребности в разных видах ресурсов для их функционирования и развития. Для производственных и социально-экономических систем следует определять также потребности в технических системах и ресурсах для разных форм воспроизводства — капитального строительства, расширения производства, реконструкции, технического перевооружения, социального развития.

С учетом более широкого толкования потребность — разность между необходимым (ожидаемым или возможным) и имеющимся состояниями объекта управления (индивидуума, организации, региона, страны и т.д.) для удовлетворения его нужд в определенном виде ценностей.

Из этого определения следует, что сначала следует прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их конкретизировать в виде ценностей и только потом — находить (проектировать) конкретный товар для удовлетворения конкретной потребности конкретных потребителей. Цепочка: потребности → ценности → товары → рынки → потребители, а также основные виды менеджмента и маркетинга показаны на рис. 1.5.

Рис. 1.3. Цепочка: потребности ценности товары рынки потребители во взаимосвязи с основными видами менеджмента и маркетинга

Разграничение основных видов маркетинга и менеджмента на рис. 1.3 условно. Оно проведено для определения приоритетных объектов исследования в разных дисциплинах (науках). Из него не следует, что, например, отдел стратегического маркетинга не занимается инновациями, производством, не изучает рынки и потребителей. Занимается, но эти функции для него не основные и выполняются с целью определения возможности достижения нормативов конкурентоспособности товаров организации и стратегии ее развития. Главной функцией отдела НИОКР является экспериментальная проверка возможности материализации нормативов конкурентоспособности в производстве. Если нормативы конкурентоспособности, разработанные на стадии стратегического маркетинга, потом окажутся ниже рыночных требований, то вся работа на стадиях НИОКР, производства и т.д. будет пустой, убыточной, неконкурентоспособной. Поэтому, главное — отличное начало и отличный «выход» в каждом звене. В этом цель стратегического маркетинга.

Главными функциями тактического маркетинга являются тактическая микро- и макросегментация рынка, тактическое позиционирование товара, выбор каналов сбыта, организация рекламы, стимулирование ускорения сбыта. К функции тактического маркетинга также относится мотивация применения во всех подразделениях организации, во всех нормативно-методических и проектно-констуркторских документах концепции маркетинга — приоритета интересов потребителя (для персонала, отдела, цеха, организации и т.д.) перед интересами изготовителя или поставщика. Это очень трудная задача (функция). Поэтому концепция реализуется только в условиях рыночных отношений.

studfiles.net

К социальным потребностям относится потребность в… Что относят к социальным потребностям?

Что такое потребности? Если говорить простым и понятным языком, это объективная нужда человека в чем-то, что является ему необходимым для осуществления полноценной жизнедеятельности. К социальным потребностям относится потребность выражать самого себя, общаться с другими людьми, быть нужным кому-то, иметь друзей и товарищей. Много чего можно перечислить. Но обо всём – по порядку.

О внутренних ощущениях

Вообще данная тема является излюбленной у многих психологов и социологов. Ей было посвящено немало работ. Взять, к примеру, таких ученых, как Генри Мюррей или Борис Додонов. На основании их работ можно сделать немало интересных выводов.

Например, что к социальным потребностям относится потребность в автономии, независимости и свободе. Человеку свойственно желать избавиться от рамок, если у него таковые есть. И многие это ощущают. Другой вопрос: признаются ли? Кстати, нередко это обусловливается материально-практическим интересом.

Также всем людям свойственен гедонизм. Они испытывают потребность в безмятежности и комфорте – материальном, телесном и духовном. Но опять-таки многие это отрицают. Хотя на уровне подсознания понимают, что от желания получить от жизни как можно больше благ не убежать. Но их отрицание можно понять. Ведь когда человек не может добиться желаемого (в данном случае безмятежности и комфорта), то он ищет оправдания и убеждает себя, что ему это не нужно.

Еще к социальным потребностям относится потребность в упорядоченности и организованности. Человеку сложно сохранять гармонию в душе, когда вокруг царит хаос. А ещё многие люди нуждаются в накопительстве. Кода у человека есть сбережения чего-либо, он ощущает приятную надежность и уверенность. Потому многие так любят собирать коллекции или считать проценты, «накапавшие» от вложений.

Негатив

Утверждение о том, что человеческая жизнь — это сплошной позитив и радость, было бы обманом. Наша реальность изобилует негативом. Который касается и человеческих нужд, как бы то ни было.

К социальным потребностям относится потребность в агрессии. Многие спросят: но как? Ведь она обычно способствует разрушению! Да, но такие ученые, как Фрейд, Юнг, Гартман, Крис, Лоренц, Моррис и Ардри, рассматривали агрессию как врожденное и неотъемлемое свойство каждого из нас. Кто-то уверял, что она связана с «инстинктом смерти». Другие считали агрессию самопроизвольным стремлением, как и у других позвоночных животных.

Так в чём же суть? В том, что агрессия способствует самоудовлетворению, возникновению ощущения собственного превосходство и правоты.

Добро

Но не всё так плохо. К социальным потребностям относится потребность человека в совершении бескорыстных действий. В желании поставить чьи-либо интересы выше других. Может быть, кто-то поспорит. Но стоит задуматься. У каждого ведь бывало внезапное, спонтанное желание помочь вот этому человеку. Просто так. Вот это оно и есть. И всё естественно. Ведь после этого человек ощущает себя благородным, уступчивым, заботливым и нужным.

Общение

Всё вышеперечисленное, конечно, тем или иным образом касается окружающих человека людей. Но вот общение – это уже главная тема. Которая касается остальных непосредственно.

К социальным потребностям относится потребность в аффилиации. То есть в создании тёплых и доверительных отношений с окружающими. Человеку важно делиться своими переживаниями, эмоциями, мыслями и получать ответную реакцию.

Также каждому нужно хоть иногда быть в центре внимания, чтобы производить впечатление и чувствовать себя ценным. Тут имеет место даже не хвастовство или эгоизм, а желание поднять свой авторитет в собственных же глазах.

Ещё каждый нуждается в защите и поддержке. Сколько бы человек сам ни отстаивал свои интересы, не сохранял лицо, имидж, не доказывал правильность своих поступков, он устанет. У него опустятся руки. Он утонет в этом. И ему нужна поддержка близкого, а ещё его свежий взгляд и совет. Благодаря этому у него получится избежать неудач, осуждений, позора или обязанности считаться с другими. А это, между прочим, тоже потребность. Которая влияет на внутренний комфорт личности.

Лидерство

К социальным потребностям относят ещё желание человека ощущать себя успешным. Личность полноценна тогда, когда она осознает собственную ценность и полезность. Если человек лидирует, держит какой-либо процесс под контролем, главенствует в той или иной группе людей, направляет их поведение словом, убеждает в чем-то, он чувствует себя знающим и доминирующим.

Из этого вытекает и следующая потребность, заключающаяся в нужде добиваться целей, осуществлять мечты и собирать достижения. Выше говорилось: человеку приятно знать, что у него нечто накоплено. С достижениями – то же самое. Простой пример: человек заработал сам на квартиру, купил машину, мощный телефон, отправился отдыхать к морю, за границу. Он лежит на пляже, улыбается и думает: я молодец. У него получилось достичь желаемого. Возможно, он даже кого-то опередил и сделал лучше. Купил более дорогую машину или лучшую квартиру. И он признал собственную значимость, самоутвердился. А человеку это очень важно. Потому что всё перечисленное – лишний повод полюбить себя сильней. А самоуважение – это не только важнейшая психологическая характеристика, но и потребность.

Деятельность

К социальным потребностям относится потребность в труде. Ведь это единственная форма самовыражения. И имеется в виду не только работа, но и в целом всё, к осуществлению чего человек прикладывает усилия.

Личность, воплощая в труде собственные достоинства и особенности, обретает общественное признание. И утверждается за счет этого.

Труд – это по сути условие для поддержания жизни человека. Деятельность личности и отличает её от мира животных. Активность человека требует физических и мыслительных затрат, прилагая которые он реализует своё сознание.

Труд разный. По характеру, усилиям, интенсивности, ощущениям, которые он приносит. Как и сами индивиды. Но одно стоит заявить с уверенностью: он нужен. Человек может пролежать перед телевизором неделю, две, три, месяц, полгода. Но потом это ему надоест. Он устанет чувствовать себя бесполезным биологическим существом вне этого мира. И ему захочется что-то делать.

Расслабление

Труд – это важно, но ещё к социальным потребностям относится потребность в отдыхе. Причем на это имеются причины как духовного, так и физиологического характера.

Итак, жизнедеятельность организма обусловливается обменом веществ. И его интенсивность зависит от уровня активности человека. Тяжелый труд влечёт большие нервные и энергетические затраты. Чтобы восстановить ресурсы и избавиться от утомления, нужно отдыхать.

Но! Важно делать это правильно. Пассивный отдых – это сон. Человек спит, просыпается, идёт на работу, возвращается, снова спит. Следствие – рутина, гнёт, отсутствие желания что-либо делать, так как всё одно и то же. Нужно отдыхать так, чтобы времяпрепровождение приносило эмоции. Жизнь создана для удовольствий! Человек должен себя вознаграждать и радовать. Тогда у него будет желание осуществлять свою деятельность, добиваться новых вершин и улучшать свой социальный статус.

Чувства

Ко всем ранее перечисленным потребностям нужно отнести романтику, лирические переживания, радость, чувственные впечатления и эротические взаимоотношения. Это нужно человеку как на эмоциональном, так и на физиологическом уровне. Многие ученые подтверждают данный факт. Зигмунд Фрейд, например, говорил, что сексуальное отклонение существует только одно. И это отсутствие секса.

Ещё в эту категорию можно занести потребность в риске и преодолении опасности. На основании этого у человека образуется интерес к борьбе и проявлении своей силы, упорства, бесстрашия и умений. Многие именно через это подавляют свои страхи и компенсируют неудачи, что тоже важно. Ведь всё перечисленное приводит к гордости за себя.

И конечно же, человеку необходима игра. Но вот именно этого большинству в наше время не хватает. Люди стали слишком серьёзными. Они забыли о беззаботности, кутеже, страсти, забавах, бесцельном поведении. А ведёт это всё к скоплению в душе уныния, гнёта и печали.

Напоследок

В завершение стоит сказать пару слов о кое-каких важных нюансах, которые не были отмечены отдельным вниманием. Желание узнавать что-то новое, обучаться, стремиться осознавать какую-либо информацию, делиться знаниями с другими, применять навыки, создавать, творить, импровизировать, ощущать пользу от прошедшего дня – всё это и многое другое напрямую к социальным потребностям относится.

Потребность в еде, жилье, утолении жажды, кислороде естественна. Это то, без чего никто не сможет прожить. Потому потребности и были названы естественными. Вот только социальные по своей сущности являются намного более сложными.

Что ж, тема непростая, но интересная. И в качестве завершения хотелось бы сказать: не стоит ни в коем случае ограничивать себя в чём-то из вышеперечисленного. У нас одна жизнь. И не хотелось бы в конце неё о чём-то жалеть.

fb.ru

Потребность в самовыражении согласовали с теорией эволюции — Naked Science

Впервые иерархическую модель потребностей человека американский психолог Абрахам Маслоу предложил в 1943 году. В упрощенном виде она может быть представлена как пирамида из семи ступеней, восхождение на которую должно быть строго последовательным. Так, социальные мотивы (любовь, репутация), согласно концепции, невозможны без выражения физиологических — голода и безопасности, а положение в обществе (четвертая ступень) всегда важнее, чем познание (пятая). Пику пирамиды соответствует самоактуализация — полное раскрытие потенциала личности. Примерами поведения на этом уровне могут служить занятия искусством, при этом, по Маслоу, их конечной целью выступает собственное удовольствие.

 

Несмотря на популярность, эта модель неоднократно подвергалась критике (современная психология, в отличие от коучинга, относится к ней скептически). В частности, поступательное движение вида в рамках онто- и филогенеза от проблем выживания к развлечениям сомнительно с точки зрения эволюции. Тем не менее, ряд наблюдений подтверждают, что поведение человека могут определять автономные иерархические подсистемы мотивации, условно соответствующие ступеням пирамиды Маслоу. Авторы новой работы предположили, что в основе высшей, самоактуализации, лежит биологически значимый мотив поиска статуса. Причем такая связь, вероятно, может зависеть от пола, возраста, наличия семьи и детей.

 

Чтобы проверить это, они провели серию опросов. На первом этапе 517 человек в возрасте 18–74 лет попросили своими словами описать смысл понятия «самоактуализация». Затем добровольцам сообщили классическое определение и предложили представить, что бы они делали при условии уже состоявшегося раскрытия собственного потенциала. После этого участники оценили встречаемость в ответах семи фундаментальных потребностей: в безопасности, здоровье, принадлежности, уважении, формировании и поддержании романтических отношений и заботе о детях. Анализ показал, что значительно чаще респонденты ассоциировали самоактуализацию с поиском статуса.

 

Встречаемость мотивов поиска статуса (сплошная линия), принадлежности (пунктирная линия) и романтических отношений (штриховая линия) у мужчин и женщин при самореализации (a), эвдемоническом (b), гедонистическом (c) и субъективном (d) благополучии / ©Jaimie Arona Krems et al., Personality and Social Psychology Bulletin, 2017

 

Гипотеза о связи самоактуализации с личной историей также подтвердилась: в восприятии опрошенных потребность в повышении статуса нередко сопоставлялась с важностью формирования и поддержания романтических отношений. На втором этапе ученые выяснили, не объясняется ли тенденция индивидуальными особенностями. Для этого процедуру повторили на 565 других добровольцах, но на этот раз мотив сравнивался с тремя похожими категориями. Так, респонденты должны были рассказать, что бы они делали, имея четкую жизненную цель, широкий доступ к наслаждениям и ресурсы для избегания боли, обладали субъективным благополучием (во всех сферах жизни) или достигли самоактуализации.

 

Результаты этого исследования повторили прошлые. Поиск уважения был специфичен для самореализации и хуже ассоциировался с иными видами благополучия. Для сравнения, эвдемонизм (цель жизни) и субъективное счастье коррелировали скорее с потребностью в принадлежности к чему-либо, гедонизм (наслаждения) — со стремлением к защите. Примечательно, что у мужчин связь между статусом и самореализацией была более выраженной, тогда как для женщин в случае раскрытия своего потенциала примерно одинаковую значимость имели положение в обществе, безопасность и принадлежность. По мнению авторов, такая интерпретация лучше согласуется с эволюционным подходом, чем традиционная.

 

Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

 

Ранее ученые воспользовались эволюционной биологией для объяснения сниженной мотивации женщин к спортивным достижениям.

naked-science.ru

К социальным потребностям относятся… Список, особенности и описание потребностей

Самосовершенствование 11 января 2018

Люди постоянно испытывают нужду в определенных условиях жизни, материальных благах, обществе. Все это им необходимо для комфортного существования. Но из нашей статьи вы узнаете, что относится к социальным потребностям человека.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности – это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении – это важнейшие условия для нормального развития человека.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых – получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Чем ценна эта потребность?

Свободное самовыражение дает путевку в надежное будущее, в котором не будет места сомнениям и проблемам. Итак, зачем раскрывать заложенные природой таланты:

  • потребность самовыражения приносит моральное удовлетворение, радость, позитивные эмоции и положительный заряд энергии;
  • это прекрасная возможность для избавления от хронической усталости и негатива;
  • она расширяет границы самопознания, благодаря чему развиваются положительные черты характера;
  • поднимает самооценку, придает уверенности и сил для очередных начинаний и покорения новых вершин;
  • помогает найти единомышленников с общими интересами, что облегчает и делает взаимоотношение с другими людьми полноценными.

Потребность самовыражения играет важную роль в жизни индивида. Ведь если человеку не удается самореализоваться, он становится зажатым, закомплексованным, с низкой самооценкой.

Важно самовыражение и в профессии. Особенно если работа совпадает с хобби и приносит достойный доход. Это просто мечта любого человека.

Самовыражение в творчестве дает колоссальную зарядку позитивом. Занимайтесь любимым делом в свободное время, реализуйте свои таланты, получайте признание. Это могут быть танцы, написание песен, стихов, лепка, рисование, фотография, что угодно. Если вы обнаружили в себе талант художника, экспериментируйте, пробуйте свое мастерство в разных направлениях.

Самовыражаться можно также в эмоциях, внешности. Эта потребность позволяет найти свое место в жизни, свое предназначение, раскрыть и реализовать потаенные таланты и заложенный природой потенциал.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что относится к социальным потребностям, и разобрались в их значимости в период становления, развития и формирования личности.

Источник: fb.ru

monateka.com

Отставить комментарий

Обязательные для заполнения поля отмечены*