Налог на имущество недвижимое имущество 2019: Налог на имущество – какие бывают налоги на недвижимость, квартиры

Содержание

Налог на имущество на недвижимое имущество юридических лиц

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество на недвижимое имущество юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Налог на имущество на недвижимое имущество юридических лиц Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 381 «Налоговые льготы» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу о занижении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, поскольку при определении объекта налогообложения не был учтен доход от реализации двух квартир. Доход от продажи квартир был отражен предпринимателем в налоговой декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, к уплате налог не исчислен, так как расходы на приобретение квартир были равны доходу от их продажи.
Суд, признавая доначисление налога законным, квалифицировал доход от сделок по реализации квартир как доход от предпринимательской деятельности. При этом суд принял во внимание, что предприниматель приобретал у физических и юридических лиц квартиры, гаражи, объекты незавершенного строительства, земельные участки, в период покупки и реализации объектов недвижимого имущества предприниматель являлся плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, по видам деятельности в том числе «операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», имущество находилось в собственности предпринимателя в течение непродолжительного периода времени. Кроме того, предприниматель не представил доказательств использования спорных объектов в личных целях, в данных квартирах никто не был зарегистрирован и не проживал.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 346. 15 «Порядок определения доходов» главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу о занижении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, поскольку при определении объекта налогообложения не был учтен доход от реализации двух квартир. Доход от продажи квартир был отражен предпринимателем в налоговой декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, к уплате налог не исчислен, так как расходы на приобретение квартир были равны доходу от их продажи. Суд, признавая доначисление налога законным, квалифицировал доход от сделок по реализации квартир как доход от предпринимательской деятельности. При этом суд принял во внимание, что предприниматель приобретал у физических и юридических лиц квартиры, гаражи, объекты незавершенного строительства, земельные участки, в период покупки и реализации объектов недвижимого имущества предприниматель являлся плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, по видам деятельности в том числе «операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», имущество находилось в собственности предпринимателя в течение непродолжительного периода времени. Кроме того, предприниматель не представил доказательств использования спорных объектов в личных целях, в данных квартирах никто не был зарегистрирован и не проживал.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налог на имущество на недвижимое имущество юридических лиц

Нормативные акты: Налог на имущество на недвижимое имущество юридических лиц

Налог на имущество организаций согласно ст. 378.2 НК РФ

Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год утверждена приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26.12.2016 г. № 111 (полный печень имущества на сайте http://minprom.gov39.ru/Kadastr/index.php)                     

Закон Калининградской области от 27.11.2003 г. №336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 11.04.2016 г. №520) установил налоговую ставку в отношении таких объектов в следующих размерах:

в 2016 г.- 0,75%, в 2017 году – 1,0%, 2018 г. – 1,5%, 2019 г. — 1,5% и последующие годы – 2,0 %.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

О значимых для юрлиц налоговых поправках, а также о тенденции неправомерной переквалификации налоговыми органами движимого имущества в недвижимое и неудачных попытках налогоплательщиков оспорить ее, что ведет к существенному увеличению их налоговой нагрузки

Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах. В результате почти все организации уплачивают имущественные налоги: земельный, транспортный и налог на имущество.

В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов. Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г.

Земельный налог

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Транспортный налог

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Налог на имущество организаций

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Негативные тенденции в судебной практике: обложение налогом «движимой недвижимости»

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Читайте также

За какое имущество юрлицам не придется уплачивать налоги?

С начала года организации освободили от обязанности платить налоги за движимое имущество. Но разграничить движимые и недвижимые вещи часто оказывается непросто. ФНС разъяснила, как квалифицировать имущество

14 Октября 2019

Однако налоговые органы в спорах о движимом/недвижимом характере вещей стабильно не хотят руководствоваться принципами, установленными в ст. 130 ГК РФ. Они выявляют у спорных объектов (мостов, дорог, кустовых площадок, технологического оборудования, трубопроводов всех видов и т.д.) все новые и новые косвенные признаки, приближающие даже очевидно движимые вещи к объектам недвижимости.

Налоговые органы приводят в составе доводов в поддержку недвижимого характера объекта аргументы, которые сами по себе никак это не подтверждают с точки зрения положений ГК РФ: указывают на опосредованную связь основных средств с землей через эстакады и постаменты, участие объектов в едином технологическом процессе, применение по отношению к ним неверного кода ОКОФ, капитальный характер сооружений, вхождение спорных объектов в состав других, более крупных, основных средств и проч.

В то же время массово отклоняются непротиворечивые доводы налогоплательщиков о движимом характере принадлежащих им объектов основных средств, позволяющие признать их движимым имуществом на основании ст. 130 ГК РФ. Это доводы об отсутствии регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРН, о наличии справок БТИ, подтверждающих движимый характер имущества, о сборно-разборной конструкции и незначительном размере объектов, возможности их демонтажа и перемещения, разборном характере креплений спорного имущества к другим объектам, на которых оно располагается, о принятии каждого спорного объекта к учету в качестве самостоятельного основного средства в соответствии с ПБУ 6/01.

Казалось, что с принятием Верховным Судом РФ Определения от 12 июля 2019 г. по делу № А05-879/2018 (ЗАО «Лесозавод 25») напряжение вокруг переквалификации движимого имущества в недвижимое должно сойти на нет. Ведь Суд однозначно указал, что «определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств», а «необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов».

То есть Суд дал понять, что: 1) закрепленные в ст. 130 ГК РФ признаки недвижимого имущества должны быть установлены в отношении каждого отдельного объекта основных средств, а не совокупности объектов; 2) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций должен являться самостоятельный объект основных средств, принятый к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством; 3) для квалификации имущества как движимого или недвижимого не имеет правового значения факт участия спорных объектов в едином технологическом процессе, осуществление которого без них было бы невозможно.

Читайте также

ВС пояснил порядок разграничения движимого и недвижимого имущества для налогообложения

Как пояснил Суд, для такого разграничения нужны четкие критерии, понятные любому налогоплательщику, которые не могут базироваться на экспертных заключениях и зависеть от особенностей монтажа и эксплуатации такого имущества

19 Июля 2019

К сожалению, подход ВС РФ не нашел должного отклика в судебной практике.

Сначала в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2020 г. по делу № А29-14394/2018 (АО «Воркутауголь») появилось неоднозначное понимание критерия «ущерба назначению вещи» с упором на причинение ущерба не спорной вещи, а технологическому процессу, в котором она участвует.

Затем было вынесено Постановление АС Московского округа от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018 (ПАО «МОЭСК»), в котором суд для обоснования недвижимого характера спорного имущества неоднократно использовал как не имеющее отношения к делу понятие единого недвижимого комплекса, так и неприменимый в деле Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 августа 2007 г. № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса».

В начале октября Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 (ООО «Газпромнефть-Хантос») по вопросу переквалификации движимого имущества, кустов скважин, в недвижимое в целях применения льготы в порядке п. 25 ст. 381 НК РФ. Суд ошибочно приравнял объекты, квалифицированные по ОКОФ в качестве сооружений, к недвижимому имуществу без достаточных на то оснований.

На это дело стоит обратить особое внимание, поскольку в нем суд предложил неоднозначную трактовку позиции ВС РФ по делу ЗАО «Лесозавод 25». В частности, по мнению суда, ВС РФ дал однозначные указания о том, что объекты, квалифицированные в качестве оборудования, по общему правилу, необходимо относить к движимому имуществу, а объекты, квалифицированные в качестве сооружений, – к недвижимому. В результате, установив, что согласно ОС-1 налогоплательщик присвоил спорным объектам коды ОКОФ, относящиеся к разделу «Сооружения», суд в удовлетворении его требований отказал, считая при этом, что его позиция полностью согласуется с позицией Верховного Суда.

Между строк читается явная судебная ошибка. В указанном определении ВС РФ, вопреки мнению суда, подобная «презумпция» отсутствует. Судебный акт не содержит прямого указания на то, что объекты ОС, классифицированные в качестве сооружений по ОКОФ, безусловно являются объектами недвижимости. ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.

Поэтому анализ спорного имущества при определении его движимого/недвижимого характера должен производиться не только через призму ОКОФ, но и с учетом норм гражданского законодательства, в том числе положений ст. 130 ГК РФ. По результатам проведения подобного анализа становится ясно, что наличие кода ОКОФ, отнесенного к разделу «Сооружения», не может служить безусловным основанием для квалификации спорных объектов в качестве недвижимого имущества, если отсутствуют доказательства наличия у них предусмотренных ст. 130 ГК РФ признаков: прочной связи с землей и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

На этом неудачные попытки налогоплательщиков оспорить неправомерную переквалификацию движимого имущества в недвижимое не закончились. 26 июля 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (дело № А40-318087/2019). Суд использовал «классические» доводы о капитальном характере трубопроводов, вхождении их в единый технологический процесс, уникальности трубопроводов как объекта строительства и невозможности их перемещения в пространстве со ссылкой на упомянутое определение ВС РФ. Кроме того, как и в деле ООО «Газпромнефть-Хантос», суд указал, что приведенные в этом определении выводы «подтверждают, что в целях налогообложения налогом на имущество организаций спорные объекты, являющиеся сооружениями, подлежат квалификации именно в качестве недвижимого имущества».

Вереница подобных дел демонстрирует усилившиеся в последние месяцы негативные тенденции в вопросах налогообложения «движимой недвижимости». Ее разбавляют лишь единичные успехи налогоплательщиков. Например, в деле № А05П-703/2019 (ООО «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”») Арбитражный суд Архангельской области признал движимым имуществом высоковольтные линии электропередачи, автомобильные дороги, площадки кустов, воздушные линии и трубопроводы.

Поэтому открытым остается вопрос о том, как проводить классификацию движимого и недвижимого имущества, какие критерии для этого избрать. Законодатель, выводя движимое имущество из-под налогообложения, не установил в НК РФ такие критерии, а те, что указаны в ст. 130 ГК РФ, в судебной практике почти не работают. В судебных тяжбах позиции налоговых органов и налогоплательщиков чаще подкрепляются выводами строительной экспертизы, о неприменимости которых при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого ВС РФ в своем определении высказался однозначно: необходимость взимания налога не должна зависеть от оценочных суждений экспертов.

Правоприменители оказались в интеллектуальном тупике. Об этом свидетельствуют и необычные законодательные инициативы. Например, показателен законопроект, в котором предлагается признать движимым имуществом кабели связи вне зависимости от места их размещения и способа прокладки.

Наблюдается очевидный парадокс: налогоплательщиков волнует судьба их движимого имущества, они ищут пути для верной и понятной квалификации принадлежащих им объектов основных средств, будь то в судебном порядке или через законодательные инициативы, в то время как законодатель, судя по объему текущих поправок в гл. 30 НК РФ, предпочитает оставаться в стороне от разрешения проблемы.

В таких обстоятельствах остается неясным, нужно ли сохранять в НК РФ спорную льготу в отношении движимого имущества или же лучше выбрать альтернативный вариант: «стабильность» в условиях «без льгот», но с умеренной ставкой налога. Компромисс может устроить как государство, так и налогоплательщиков, которые устали от неопределенности обложения налогом «движимой недвижимости». Однако пока позитивные веяния в этой сфере разглядеть сложно.

1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Налог на имущество физических лиц: пример расчета, ставки

Что такое налог на имущество

Андрей Рублёв

юрист

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на имущество раз в год рассчитывает налоговая инспекция: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ИФНС формирует налоговое уведомление, где указано, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, то по умолчанию бумажные налоговые уведомления по почте вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас требуется заявление. В личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные налоговые уведомления по почте или отказаться от этого.

Налог на имущество физических лиц, материал ФНС

Кто платит налог на имущество физических лиц

Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.

ст. 400 НК РФ: налогоплательщики

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а квартира, дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот.

По закону надо регистрировать права на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспорта не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Это все, что прочно связано с землей, то есть объекты, которые невозможно переместить без того, чтобы не нанести несоразмерный ущерб их назначению, в том числе здания, сооружения, недостроенные объекты. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, дан в налоговом кодексе. Это, к примеру, жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место.

ст. 130 ГК РФ: определение недвижимости

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налог на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую определяют органы Росреестра. Но самому разбираться в этом необязательно: все расчетные данные и сумма налога указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

На основе базовых ставок каждый город, деревня, поселок и другие муниципальные образования имеют право установить свои ставки. Базовую ставку налога на имущество муниципалитет может уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилой недвижимости в разных городах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем городе или поселке можно на сайте ФНС.

На сайте укажите «Налог на имущество ФЛ», интересующий вас год, регион. Иногда нужно указать еще муниципальное образование в пределах региона. Затем щелкните «Найти», а затем — «Подробнее»

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете налогоплательщика или через налоговый калькулятор на сайте ФНС. Еще кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

ст. 24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В личном кабинете ФНС кадастровую стоимость ищите на вкладке «Мое имущество». Там щелкните по интересующему вас объекту. Откроется его карточка. Смотрите графу «Стоимость и начисления» Чтобы узнать кадастровую стоимость через налоговый калькулятор, выбирайте «Налог на имущество физических лиц», год и регион. Затем понадобится ввести кадастровый номер.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р, а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости и, соответственно, налоговую базу, поэтому налог на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры или части дома — 20 м², для комнаты или части квартиры — 10 м². За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Дополнительно к этому общему вычету многодетным семьям положен еще один вычет. Многодетными являются семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей. Вычет в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка составляет:

  • по комнате, квартире или ее части — 5 м²;
  • по жилому дому или его части — 7 м².

п. 6.1 ст. 403 НК РФ

У матери троих малолетних детей в собственности дом площадью 70 м². Больше никакой жилой недвижимости у нее нет. Значит, налог на имущество по этому дому она вообще платить не должна: 70 м² − 50 м² − 7 м² × 3 человека

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за прошедший год. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ИФНС.

Ну и что? 17.09.18

ФНС запустила новый сервис, чтобы вы не переплатили налоги

При расчете налога на имущество кадастровую стоимость недвижимости уменьшают на вычет и полученное значение умножают на налоговую ставку. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, сумму налога пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2021 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р. Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям положены льготы. Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например, на квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

На федеральном уровне льготы предоставляются, например, героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, чернобыльцам, пенсионерам. «Федеральные» льготники полностью освобождены от уплаты налога.

ст. 407 НК РФ: категории льготников на федеральном уровне

Еще есть местные льготы. Их найдете на сайте ФНС. Они могут быть равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению, поданному в налоговую инспекцию. Его можно подать через онлайн-кабинет налогоплательщика, через МФЦ и лично в ИФНС.

Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше сделать это до 1 апреля следующего года, тогда налоговики точно учтут льготу при расчете. Например, оптимальный срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2021 год — до 1 апреля 2022 года.

ФНС сообщает о льготах

Если у вас несколько объектов одного вида, можно подать уведомление, за какую именно недвижимость вы хотите получить льготу. Менять свой выбор можно ежегодно, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет ту недвижимость, с которой надо платить самый большой налог.

Ну и что? 15.10.18

У кого есть льготы по имущественным налогам и как их получить

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. При подаче заявления можно не приносить подтверждающие документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

Ну и что? 20.10.17

С 2018 года для льготы по налогам хватит заявления без справок

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р. Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2022 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2022 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2022 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник недвижимости или доли в ней, за него нужно платить налог на имущество. Дети-инвалиды от уплаты налога освобождены на федеральном уровне. Некоторые муниципалитеты установили также льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних из многодетных семей.

Как изменился налог на недвижимое имущество в 2019 году

В 2019 году налог на недвижимое имущество не претерпел значительных изменений, среди них можно выделить следующие:
— — ставка налога не превышает 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения;
— объектом налогообложения является объект жилой и нежилой недвижимости, в том числе его доля;
— по решению органов местной власти могут устанавливаться льготы в налогообложении;
— налог для квартир площадью более 300 кв.м. и для жилых домов площадью более 500 кв.м. увеличивается на 25 000 грн. за каждый объект.

Важными изменениями в вопросе уплаты налога на недвижимое имущество является то, что теперь налогоплательщики освобождаются от ответственности за несвоевременную уплату налогового обязательства в том случае, если налоговый орган своевременно не направил либо не вручил налоговое уведомление-решение. При этом, налоговый орган может начислить налог в последующие годы, однако не более чем за трехлетний период.
При этом следует отметить, что начисленный налог на недвижимое имущество за отчетный год уплачивается:
а) физическими лицами — в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения;
б) юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.

Следует помнить, что в 2019 году владельцы недвижимости платят налог за 2018.
Ставка налога на недвижимое имущество для херсонцев в 2019 году не изменилась, и составляет, как и в 2018 году — 0,25% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения.

Платить налог нужно не за всю площадь квартиры или жилого дома, а только за квадратные метры, которые превышают льготную площадь. Если недвижимость сдается в аренду, используется для коммерческой деятельности, то платить налог необходимо за всю площадь, льгота действовать не будет.

✅Льготная площадь составляет:
— для квартир — 60 кв.м.
-для домов — 120 кв.м.
— квартира+дом — 180 кв.м.
Если вы являетесь владельцем и квартиры и дома, то общая площадь объектов недвижимости не должна превышать 180 кв.м. в противном случае вам необходимо будет уплатить налог за избыточные квадратные метры по ставке 0,25% (для Херсона).

✅Налог «на роскошь».
Квартиры площадью более 300 кв.м. и дома площадью более 500 кв.м. дополнительно облагаются налогом в размере 25 000 грн. за год. За такие объекты уплачивается полностью 25 000 грн. плюс разница между льготной и фактической площадью по ставке налога для конкретного региона.
В случае, когда вы не согласны с суммой налога, исчисленного налоговыми органами, вы имеете право обратиться в контролирующие органы по сверкой такой суммы. В любом случае, перед оплатой налога на недвижимое имущество за отчетный год, вы можете проконсультироваться у юриста.

что ФНС считает движимым, а что недвижимым имуществом

Вопрос, который не могу не задать, связанный с инициативой РСПП. Крупный бизнес, который объединен в РСПП, считает, что четко идентифицировать, что такое движимое и недвижимое имущество, все-таки не получается. Они устали от методологических споров с налоговиками, поэтому предлагают вернуть всё обратно и понизить налоговую ставку. Как вы полагаете, это правильный шаг или неправильный? Есть ли позиция у ФНС по поводу этой инициативы?

Безусловно, инициатива известна. Этот вопрос год назад уже поднимался, сейчас просто он очень активно бизнесом лоббируется. Мне кажется, что это связано не только с тем, что у нас возникли какие-то вопросы и споры с налогоплательщиками. Просто ранее, когда налогообложение никак не было связано с технологией учета основных средств на предприятии, компании зачастую не уделяли большого внимания тому, как они ставят что-то на баланс, поэтому сейчас у них есть опасение, что, как только они начнут менять что-то в своих учетных системах, они привлекут этим наше внимание и вызовут дополнительные вопросы. Оборудование, например, у многих стояло на учете как «недвижка» в составе единого имущественного комплекса. Безусловно, когда появилось право не облагать ее налогом, есть желание ее потихоньку изымать, исключать. Почему-то бизнесу кажется, что в ситуации некоторой шаткости позиции по определенным вопросам самое простое решение — это вернуть всё как было. Опять слить в единый котел.

В то же время бизнес все-таки уже получил налоговую преференцию по сравнению с прошлыми периодами — налоговая нагрузка сейчас объективно существенно меньше, вне зависимости даже от того, какова структура основных средств. Поэтому, конечно, по логике предпринимателей, если возвращаться к прошлому сценарию, то нужно не просто ввести движимое имущество в налоговую базу, но и понизить ставку, для того чтобы не увеличить налоговую нагрузку по сравнению с теми условиями, которые есть сейчас.

Однако давайте не забывать, что налоговый орган всегда должен соблюдать баланс: во-первых, не обрушить бюджет, а налог на имущество организаций вносит очень большой вклад в формирование доходной части региональных бюджетов. У них, по большому счету, кроме этого налога чуть-чуть транспорта, который совершенно не сопоставим по объему, НДФЛ и прибыль. А во-вторых, стимулировать бизнес: мы вводили сначала льготу, потом выводили из-под налогообложения это имущество с конкретной целью — развивать производство, безусловно, сохранив какой-то объем налоговой базы. Исходя из этих вводных, мне кажется, надо обсуждать и оценивать, концептуально в правильном ли направлении эта инициатива нас ведет.

Официальный сайторганов местного самоуправлениягорода Нижневартовска

Налогообложение отдельных видов объектов недвижимого имущества по кадастровой стоимости с 1 января 2015 года

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» у регионов появилась возможность вводить особый порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости отдельных видов объектов недвижимого имущества.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) правила налогообложения по кадастровой стоимости касаются коммерческой недвижимости: административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, в которых размещены офисы, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Целью нововведения является приближение оценочной стоимости коммерческой недвижимости к ее рыночной стоимости.

Порядок исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости применяется на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 378.2 Кодекса постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 апреля 2014 года № 118-п определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Согласно Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не среднегодовая стоимость. Аналогичные ограничения предусмотрены и в отношении организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.  

В случае несогласия с включением и (или) не включением объекта недвижимости в предварительный перечень, а так же в связи с изменением фактического использования объекта недвижимости его собственник (владелец) имеет право обратиться в уполномоченный орган в порядке, установленным постановлением Правительства автономного округа от 17.03.2017 №90-п «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и о внесении изменения в приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского округа — Югры от 4 мая 2007 года №115-п «О создании комиссии по мобилизации дополнительных расходов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

налог на недвижимость | Услуги